Челябинск задыхается от выбросов. В период НМУ жители города жалуются на першение, головные боли и плохое самочувствие, обращаются в контролирующие органы и даже пишут петиции главе государства и премьер-министру, однако ситуация не меняется. Действующая модель управления качеством атмосферного воздуха не работает. Проверки на предприятиях в период НМУ не выявляют существенных нарушений. Власти предлагают определить для предприятий новые квоты, согласно которым промышленники сократят выбросы. Однако, кроме них, на экологическую обстановку в городе также влияют автотранспорт, городская свалка, Коркинский разрез и даже плотная жилая застройка. Челябинск географически расположен так, что треть года в городе наблюдаются застойные явления в атмосфере, способствующие накоплению вредных веществ.
Как рассказал на круглом столе Общественной палаты Челябинской области заместитель министра экологии Андрей Новоселов, предприятия области к 1 января 2016 года отчитались о прекращении сверхнормативов выбросов. И теперь у контролирующих органов нет оснований для принуждения предприятий к дальнейшему сокращению выбросов, несмотря на то, что превышение гигиенических нормативов по конкретным веществам в воздухе продолжает наблюдаться. В самом Челябинске до 2005 года промышленные выбросы сократились с 320 до 140 тыс. тонн в год и остаются, примерно, на этом же уровне в настоящее время.
В декабре прошлого года губернатор Борис Дубровский предложил Госсовету определить пилотные регионы для отработки новых методов управления качеством атмосферного воздуха. основываясь на наблюдении за качеством воздуха в жилой застройке. Президент РФ предложения поддержал.
В январе представители контролирующих органов и промышленных предприятий обсудили переход на новые инструменты управления качеством атмосферного воздуха. Исследования показали, что при нулевой скорости ветра выбросы предприятий в пределах установленных им нормативов приводят к опасному загрязнению воздуха в жилых кварталах по целому ряду веществ. В связи с этим до 10 февраля промышленникам определят новые квоты. Однако они не обязаны выполнять эти требования, поскольку соответствующие поправки в законодательство еще не внесены.
По мнению начальника управления Росприроднадзора по Челябинской области Виталия Курятникова, Челябинск по географическим параметрам не может выдержать существующую экологическую нагрузку. Кроме того, сами промышленники пытаются спекулировать, и не приводят оборудование в норму. Существенное влияние оказывает и автотранспорт, поэтому необходимо регулировать потоки транспорта и озеленять территорию.
Начальник Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Марина Иваницкая отмечает, что основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят промышленные предприятия, но существует еще ряд факторов, которые оказывают влияние на качество атмосферного воздуха. "В частности, Челябинск находится в зоне высокого потенциала загрязнения атмосферного воздуха. У нас одна треть года наблюдаются застойные явления в атмосфере, способствующие накоплению вредных веществ. Также промышленный город является островом тепла, температура в городе выше температуры окружающей среды, что приводит к концентрации загрязняющих веществ и усилению их химических трансформаций. Застою атмосферного воздуха способствует и очень плотная городская застройка", - рассказала она.
Челябинск регулярно попадает в список наиболее загрязненных городов России. Загрязнена атмосфера города по диоксиду азота, бензапирену, взвешенным веществам и оксиду углерода.
Сейчас предлагается другая система расчетов. Замеры будут осуществляться не на предприятии, а в жилой зоне, где будет учитываться не только влияние одного конкретного завода, но и других предприятий, а также автотранспорт. Власти области намерены усилить систему мониторинга воздуха. Если сейчас замеры воздуха осуществляются на шести стационарных постах и работает одна передвижная лаборатория, то уже в этом году количество постов достигнет 12, кроме того, предусмотрены средства на приобретение новой лаборатории, которая появится летом.