"Газпром" и "Роснефть" пока не могут найти общего языка в вопросе доступа к "трубе". Как передает корреспондент Накануне.RU, зампред правления "Газпрома" Александр Медведев заявил, что монополия не нуждается в посредниках в лице "Роснефти" при поставках газа. Заявление прозвучало в ходе Дня инвестора в Гонконге. Медведев дал понять ,что если британской ВР понадобится газ, вопросы будут решаться с компанией напрямую. Основная причина, на которую ссылается газовая монополия в том ,что дополнительные мощности для транзита газа на экспорт попросту отсутствуют.
"ВР к нам не обращалась, если обратится, мы рассмотрим такую возможность. Чтобы продать газ ВР, нам посредники не нужны", – категорически высказался Александр Медведев на Дне инвестора.
Однако, ранее, со ссылкой на собственные источники "Прайм" сообщал, что "Роснефть" могла бы обеспечить европейский рынок газом в объеме от 7 до 20 млрд кубометров газа в год.
Стоит напомнить - по итогам 4 квартала 2016 года "Роснефть" стала крупнейшим независимым газопроизводителем, потеснив с места лидера "НОВАТЭК". Годовой объем добычи составил 67,1 млрд кубометров газа.А по словам вице-президента компании Влады Русаковой, "Роснефть" до 2020 года планирует нарастить темпы в этом направлении – на 11 % в год до 2020 года.
Но "Газпром" настаивает на своей позиции: "Мощностей для дополнительных поставок для "Роснефти" нет. Мы ситуацию на рынке Великобритании знаем, ведущие компании обращаются к нам с вопросами о возможности покупки дополнительных объемов. ВР в последнее время не обращалась, хотя раньше – да", – цитирует ТАСС Медведева.
При этом, эксперты отмечают, что фактически мощности того же "Северного потока-1" в настоящий момент задействованы не полностью – 55 млрд кубометров мощности недозагружены по вине европейских регуляторов. Так, изначально "Газпрому" было разрешено использовать лишь 50 % газопровода OPAL (сухопутное продолжение "СП-1" мощностью 36 млрд кубометров). Таковы положения Третьего энергетического пакета, который принят в странах ЕС. Однако в октябре прошлого года Еврокомиссия разрешила российской компании задействовать еще 40 % мощности трубы. Правда, решение опротестовала Польша, и суд Европейского союза, начавший рассмотрение иска польской PGNiG, временно приостановил действие решения ЕК.
Даже если Европа и примет решение позволить российской монополии задействовать 90 % OPAL, останется еще 3,6 млрд кубометров свободной мощности.
Судьба же "Северного потока – 2" пока окончательно не ясна. Планируется, что расширение "Северного потока-1" будет завершено в 2019 году. Магистральный газопровод протянется из России в Германию через Балтийское море (такая трассировка выбрана, чтобы избежать транзита газа через Украину). Однако у проекта есть целый ряд противников как в Европе (ряд стран Евросоюза), так и в США, которые могут пролоббировать запрет Еврокомиссии на прокладку сухопутной инфраструктуры. В случае, если это разрешение не будет выдано, строительство расширения "Сухопутного потока-1" будет нецелесообразным.
"Дело, безусловно, не в отсутствии свободных мощностей. Этот способ отсечения от трубы нежелательных партнеров "Газпром" отрабатывал десятилетиями на российской ГТС", – высказал "Газете.ру" свою точку зрения директор "Инфотэк-Терминал" Рустам Танкаев.
Его точку зрения разделяет партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин: "Учитывая, как активно "Роснефть" и другие компании добиваются отмены экспортной монополии "Газпрома", заявляя о нехватке мощностей, газовый холдинг пытается подстраховаться на будущее".
В настоящий момент "Газпром" занимает экспортное монопольное положение официально – таково российское законодательство. Однако "Роснефть" и "НОВАТЭК" на протяжении многих лет боролись с таким положением вещей.
Четыре года назад власти частично либерализовали процесс, разрешив другим компаниям экспорт сжиженного природного газа (СПГ). Однако из семи проектов по реализации СПГ запустились только четыре – и препоной снова стал "Газпром". До завода по сжижению газ нужно сначала доставить, для чего требуется газпромовская труба, а корпорация ее не дает, потому что построила инфраструктуру за свои деньги.
Трубопроводный газ продавать иностранным поставщикам по-прежнему может только "Газпром".
"Первый, кто страдает, это государственный бюджет России, потому что увеличение экспорта газа могло бы значительно увеличить поступления в российский бюджет. За время работы в режиме монополии на экспорт газа "Газпром" потерял около 40 % внешнего газового рынка. Это, конечно, связано в значительной мере с потерей рынка Украины, но не только", – отмечал в интервью BFM.ru Рустам Танкаев.
Первоначально предполагалось, что конкурентная борьба может привести к снижению экспортных цен и нанести ущерб экономике России в целом – поэтому и была установлена монополия на зарубежную торговлю отечественным газом.
По словам Михаила Крутихина, эти соображения не соответствуют экономической реальности. "Газпром" продает в Европу газ как по долгосрочным контрактам, цена которых привязана к нефтяным котировкам, так и по спотовым (разовым), где цена уже зависит от конъюнктуры рынка и, как правило, хоть и не всегда, оказывается ниже "долгосрочной". "То есть фактически в Европе "Газпром" конкурирует сам с собой, – указывает Крутихин. – Для этого есть специальный термин: "коммерческий каннибализм".
В целом, по словам партнера RusEnergy, отмена монополии пошла бы только на пользу России как государству, так как на мировой рынок вышли бы новые, более активные российские игроки, что в перспективе увеличило бы долю топлива из РФ на рынках той же Европы.
"Помешать России остаться крупнейшим поставщиком газа в Европу может только политика самой России, – приводит "Газета.ру" слова главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина. – Ликвидация экспортной монополии "Газпрома" поможет увеличить долю российского газа в энергобалансе Европы", приводит мнение эксперта "Федерал-пресс".