Новости
В Челябинской области могут закрыть единственное в стране частное летное училище, а 300 пилотов лишить летного свидетельства
Общество | Челябинская область | Уральский ФО

Единственное в стране частное летное училище гражданской авиации находится под угрозой закрытия. 38 выпускников в этом году не смогли получить летное свидетельство, а еще 300 пилотов, которые работают в разных авиакомпаниях России, могут лишиться его в любой момент. Росавиация отказывает выпускникам в свидетельстве, мотивируя это тем, что у образовательного учреждения нет сертификата авиационного учебного центра. Теперь и Уральская транспортная прокуратура требует признать деятельность училища незаконной. При этом сертификат, который выдает именно Росавиация, "ЧЛУГА" не может получить уже второй год. Но для обучения вчерашних школьников, как отмечают в училище, он и не нужен. Образовательная программа, по которой обучаются студенты, не включена в данный сертификат, а право на ее реализацию дает только лицензия на образовательную деятельность, которая у училища есть.

Учебно-тренировочный центр "ЧелАвиа" был создан в ноябре 2012 года, а в августе 2015 года переименован в Частное профессиональное образовательное учреждение "Челябинское летное училище гражданской авиации". Свою образовательную деятельность учреждение ведет совместно с ЮУрГУ. Здесь выпускников 11 класса обучают специальности пилот, а после окончания они получают квалификацию пилота согласно федеральному государственному образовательному стандарту 250204. Обучение длится 2 года 10 месяцев. Программа обучения состоит из теоретического блока общих дисциплин, теоретического блока специальных дисциплин и из практического блока (производственной практики, которая проводится по программе, утвержденной Росавиацией).

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

За это время в стенах образовательного учреждения было обучено порядка 300 коммерческих пилотов. Выпускники челябинского училища востребованы в отрасли и работают почти во всех авиакомпаниях страны.

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

За годы работы училища замечаний и нареканий к его деятельности по подготовке специалистов со стороны минобора, Росавиации и надзорных органов не было. Не было до августа прошлого года, когда у "ЧЛУГА" закончился срок действия сертификата авиационного учебного центра. Новое они не могут получить уже второй год

"Сертификат мы получаем второй год. В июле нам прислали очередной отказ – пятый. Замечания пишутся огульно. Мы их исправляем, отправляем снова и нам опять приходят новые замечания. И так уже целый год", - рассказал Накануне.RU директор ЧПОУ "ЧЛУГА" Александр Матусевич.

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

Сертификат авиационного учебного центра дает право на обучение специалистов отрасли, которые определены в Федеральных авиационных правилах. При этом ФАП не регулирует отношения в области образования. В училище же обучают не авиационных специалистов, а выпускников школ.

"Наши студенты учились по программе образовательной, которую не поддерживают эти правила. В них написано, что данные правила не регулируют отношения в области закона об образовании. Даже, если мы получим сертификат, нашей программы там не будет, то есть разрешение по сертификату, не будет действовать на программу. Эти правила распространяются на лиц, являющихся авиационными специалистами соответствующего уровня, а мы обучаем студентов, которые не могут являться специалистами. Наша деятельность совершенно законна на основании лицензии, выданной Министерством образования РФ. И право на реализацию нашей программы дает только лицензия на образовательную деятельность", - рассказывает он.

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

Однако в связи с окончанием действия сертификата Росавиация перестала выдавать челябинским выпускникам свидетельства коммерческого пилота. ЮУрГУ получил письмо, в котором говорилось, что практика, пройденная студентами, не будет засчитана.

"Мы с университетом работаем на основании ст. 15 Закона об образовании. А в этой статье сказано, что для сетевой формы реализации образовательной программы нужно иметь лицензию, которая у нас есть. Для проведения производственной практики могут привлекаться предприятия, обладающие ресурсами для проведения этой практики. А ресурсы, это исправный учебный самолет, инструкторы и экзаменаторы, которые находятся в реестре, аэродром, программа, по которой проводится производственная практика, утвержденная Росавиацией. Программа учебной практики реализуется согласно государственному стандарту, и входит в общую программу. Она неотделима от программы подготовки специалистов среднего звена. И разделять ее нельзя. Мы на протяжении пяти лет готовили и все было хорошо", - отметил Александр Матусевич.

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

В результате свидетельство не смогли получить 32 выпускника ЮУрГУ и шесть "ЧЛУГА". При этом, чтобы получить летную лицензию, выпускники должны были сдать тестирование и набрать не менее 76 баллов из 100. Все челябинские выпускники успешно сдали тестирование, но практику им не засчитали из-за отсутствия у училища сертификата.

В июле Уральская транспортная прокуратура обратилась в суд с требованием признать незаконной деятельность Челябинского летного училища и запретить его работу до получения сертификата. Следующее заседание назначено на 30 августа.

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

С трудностями столкнулись и уже действующие пилоты – выпускники летного училища. Росавиация отозвала летные свидетельства у 34 человек. При этом лишиться лицензии могут все выпускники частного училища – порядка 300 человек. Причиной отзыва лицензий стали изменения, которые училище внесло в 2014 году в свою программу, увеличив налет. Это было сделано в соответствии с приказом Росавиации. Программа была переработана в части увеличения налета на двухдвигательном самолете, но направление подготовки не менялось, и на содержание сертификата это не повлияло.

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

"Двухдвигательный самолет - это уже "путевка" на "Боинги" и "Аэробусы". Но как была подготовка коммерческих пилотов, так она и осталась. Нам ее утвердила Росавиация и мы начали ее реализовывать. Проходит 3,5 года, нам говорят, вы не имели право ее реализовывать, потому что вы ее не заявили. Но нет процедуры заявки", - рассказывает он.

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

Пилотам со стажем даже не дают возможности подтвердить свою квалификацию.

"Они просто отзывают и не предлагают пересдать. Отзывают в виду несоответствия документов. В чем они не соответствуют, программа утверждена и реализована, всем требованиям и нормам отвечает, они же ее утвердили. Он летает уже командиром воздушного судна, он уже насдавался, напереучивался, а его берут и лишают. Организуйте проверку, тестирование, а тут огульно за предоставление недостоверных сведений. А вообще в России на сегодняшний день около 500 человек лишили пилотских, многие из них действительно просто попали под раздачу. Это 500 судеб, действующих пилотов, потому что они лишние сейчас. России пилоты не нужны. Отрасль все меньше и меньше", - недоумевает директор ЧПОУ "ЧЛУГА".

Челябинское летное училище, ЧелАвиа,|Фото: Накануне.RU

Начинающим коммерческим летчикам и так сложно устроиться на работу, а теперь с отзывом пилотских, они будут вынуждены уезжать в другие страны, чтобы там получать летное свидетельство. При этом Росавиация открывает квоты на иностранных пилотов.

Стоит отметить, что Челябинское летное училище гражданской авиации было создано на частные средства, сотни миллионов были вложены в развитие инфраструктуры. И если суд признает деятельность незаконной, то образовательное учреждение не сможет набирать студентов и просто закроется. "Это единственное в стране частное современное образовательное учреждение. Мы можем поспорить с любым государственным училищем. Но в настоящий момент предприятие умирает. ", - считает директор "ЧЛУГА".