В Лондоне на днях завершился чемпионат мира по легкой атлетике. В копилке российских спортсменов в итоге одна золотая и пять серебряных наград. Всего на соревнования приехало 19 российских спортсменов, при этом все они выступали под нейтральным флагом. Членство Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) было приостановлено с ноября 2015 года на основании расследования, проведенного комиссией Всемирного антидопингового агентства (WADA), в данный момент российские легкоатлеты допускаются к международным стартам только в качестве нейтральных спортсменов. Своим мнением о том, какие итоги можно сделать после соревнований в Лондоне и что ждет российскую легкую атлетику в будущем, с Накануне.RU бывший член президиума Всероссийской федерации легкой атлетики (с 2002 по 2008 год) Алексей Кустов.
Вопрос: Можно ли назвать выступление российских спортсменов на прошедшем чемпионате мира успешным?
Алексей Кустов: Чемпионат мира – это, конечно, праздник для спортсменов, но я хочу сказать, что наши спортсмены выступали под нейтральным флагом, и они выступали исключительно за себя. Все медали, которые были завоеваны, – личные. Нам был запрещен гимн России, запрещена атрибутика, флаг. Соответственно, престижа для России в данном мероприятии нет никакого. Да, если просматривать спортсмена в контексте страны, то здорово, к примеру, что хорошо выступил Сергей Шубенков, Мария Ласицкене стала двукратной чемпионкой мира. Но праздника нет, гимн не играет, и привязанности к нашей стране никакой.
Вопрос: В чемпионате участвовало 19 российских легкоатлетов, почему именно столько?
Алексей Кустов: Хочу отметить, что финансирование спортсменов было за счет средств нашего государства. Пенсионеры не доедают, не допивают, а государство в лице министра спорта Павла Колобкова нашло деньги из бюджета и финансирует спортсменов, хотя заведомо все знают, что престижа нашей стране они не принесут. 19 человек были согласованы с Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF), какие критерии были и почему остановились именно на таком числе, мне непонятно.
Вопрос: Президент IAAF Себастьян Коу отмечал на днях, что виден прогресс в вопросе восстановления ВФЛА в IAAF, между тем, он подчеркнул, что российской легкой атлетике еще много предстоит сделать, чтобы вернуть себе международное признание. Еще раз вопрос о восстановлении ВФЛА будет рассмотрен в конце осени, чего следует ожидать?
Алексей Кустов: Перед началом чемпионата мира в Лондоне действительно прошел конгресс, и 21 страна проголосовала за вхождение нашей федерации, между тем, за продление отстранения проголосовало более 160 представителей. Я посмотрел список и могу сказать, что те страны, которые нас поддержали, далеки от лидирующих позиций в мировой легкой атлетике [Коморские острова, Экваториальная Гвинея, Вьетнам, Йемен, Панама, Перу, Иордания, Ливан, Макао, Ямайка, Монголия, Мозамбик, Науру, Нигерия, Румыния, КНДР, Шри-Ланка, Свазиленд, Сирия, Таджикистан, Бангладеш. – прим. Накануне.RU]. Очень сложно сказать со стороны, как конкретно решаются проблемы. Но, знаете, мне часто звонят и рассказывают, что все, как было, так и есть: юные спортсмены принимают допинг, чтобы из первого разряда переквалифицироваться в кандидаты в мастера спорта.
Действительно, надо менять всю систему. Тот же закон о допинге, который делали – сырой, не прописана даже роль спортсмена в данной ситуации. Как это будет все выглядеть, остается неясным. Кроме этого, сейчас на носу зима, зимние Олимпийские игры, и нам с полной ответственностью президент Международного олимпийского комитета (МОК) господин Томас Бах заявил, что, ребята, у вас будут проблемы. Они ударили по самому больному – по паралимпийцам: не дали отобраться и все места распределили по другим странам. То есть у нас стопроцентно не будет представителей на ближайшей Паралимпиаде. Что касается основного состава, то многие спортсмены также в подвешенном состоянии. Мой прогноз, что у нас будут проблемы вплоть до следующей Олимпиады 2020 года.
***
Почему легкоатлетам приходится "отбывать наказание по вине чиновников".