Ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов заявил, что через 10 лет людям пригодятся всего три навыка: умение искать и отбирать нужную информацию в потоке данных, умение работать с большими данными и умение себя показать, то есть коммуникативные навыки. В средней школе, по его мнению, должны учить трем обязательным компонентам - иностранному языку, финансам и праву. Сейчас эти направления в среднем образовании неразвиты, поэтому на выпуске мы получаем, как выразился ректор вуза, "социальных дебилов". Перечисленных ректором навыков для жизни недостаточно, уверен сопредседатель межрегионального профсоюза "Учитель" Андрей Демидов, этими критериями можно руководствоваться лишь в отдельно взятом лицее ВШЭ, но применять их во всех российских школах, как минимум, странно.
"Еще есть набор обязательных знаний нового поколения, который сейчас активно обсуждается применительно к общеобразовательной школе, - рассказал на встрече с журналистами ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, его слова приводит Indicator.Ru. - Это три компонента: иностранный язык, речь идет, как правильно [министр образования] Васильева сказала, о том, что английский язык является не иностранным языком, он является языком международного общения, поэтому мы должны его осваивать в обязательном порядке на рабочем уровне, знания в области финансов и знания в области права. Сейчас общеобразовательные школы и техникумы выпускают людей практически без этих знаний. Фактически мы выпускаем социальных дебилов, то есть людей, которых могут "развести" в важнейших для них вопросах: трудоустройстве, продаже своей квартиры, взятии кредита… То есть мы людей не предохраняем от манипулирования ими в ключевых вещах. Это было возможно в Советском Союзе, где человек рассматривался как винтик и все ему было предписано, но сейчас человек работает на рынке, он сам несет за себя ответственность, и мы его обязаны обучать".
Сопредседатель межрегионального профсоюза "Учитель" Андрей Демидов назвал высказывания ректора ВШЭ "экстремистскими".
"Я бы сказал, что это взгляд нарочито парадоксальный, в каком-то смысле экстремистский. Что значит учить праву, финансам и "Big Data" ("Большие данные")? Мы в школах детям задаем рефераты и просим их выбрать информацию из интернета или из книг. Это работа с источниками или с "биг датой". Тут ректор несколько утрирует задачи, которые стоят перед школой. Это можно понять, ведь он в школе никогда не работал и не понимает, как она функционирует. Высшая школа экономики в силу своего статуса, действительно, снимает сливки со школьного образования. Я знаю, что они открыли свой лицей. Но что они делают - они отбирают детей по конкурсу в старшую школу и обещают им преференции при поступлении в "Вышку". Странно вот эти критерии, которыми они руководствуются в своем элитном учреждении, накидывать на всю росийскую школу от Дальнего Востока до Калининграда, от больших городов до маленьких деревень", - поделился своим мнением с Накануне.RU Андрей Демидов.
Школа должна учить ориентироваться в потоке информации, уверен Ярослав Кузьминов.
"На мой взгляд, компетенции будущего, которые сейчас видны, - это в первую очередь цифровая культура. Умение работать с большими данными, умение вести поиск, умение отбирать нужную информацию в потоке данных… Это наиболее общие умения, которые должны формироваться в общеобразовательной школе. Вуз - поздновато для культуры выбора, культуры выхватывания нужной информации из огромного потока данных, которые нас окружают", - сказал он.
Сопредседатель межрегионального профсоюза "Учитель" напомнил, что без базовых знаний человек испытывает сложности в отборе нужной информации. А основы научной картины мира дают предметы, которые ректор ВШЭ не включил в "набор обязательных знаний нового поколения".
"Поиск информации не может проводить человек, не имеющий базовых основ знания науки - истории, математики и прочего. Иначе как он будет искать? Забьет он запрос в поисковую систему, ему выпадет 150 ссылок. Возьмет первую попавшуюся и будет использовать эту информацию? Таким образом, у него еще нет навыка критического отношения к полученной информации, а это критическое отношение и навык верификации - проверки на истинность - могут возникнуть только на основе базовых знаний, которые даются в школе. Поэтому я не понимаю, что хочет реквизировать господин Кузьминов в средней школе. Отменить математику, которая в его перечень не попала, разве что только в связи с финансами. Или он хочет убрать гуманитарные науки, кроме права? История нужна обычному человеку или нет? С одной стороны, в истории много разных точек зрения, с другой - история дает некие уроки. Поскольку у нас любой человек, учился он в ВШЭ или не учился, по достижении 18 лет становится избирателем, то ему требуется знать историю, чтобы не повторять ошибок прошлого. Значит, история нужна. И так, если мы каждый предмет возьмем, в том числе физику и химию, которые не попали в озвученный Кузьминовым перечень, то получится, что и физика, и химия - это часть научной картины мира, которая требуется человеку, чтобы оценивать истинность или ложность информации, которую он получает", - добавил Андрей Демидов.
По мнению эксперта, школа должна выполнять те функции, которые и сейчас выполняет: давать основы научной картины мира и учить работать с источниками информации.
Среди навыков, которые будут необходимы человеку через 10 лет, учитель назвал умение поставить задачу, найти необходимые информационные ресурсы, правильно расположить их и использовать.
"Навыки все те же самые - умение поставить задачу, то есть грамотно сформулировать запрос, затем найти необходимую информацию и ее правильно обработать и ориентироваться в больших потоках информации, но тут интернет принципиально ничего не поменял, просто увеличилось количество доступной нам информации. По большому счету, и раньше у нас студенты шли в библиотеку и путались в 10 книжках, если их не научили работать с информацией, а сейчас они будут путаться в 10 тыс. сайтах", - заключил Андрей Демидов.