Власти Челябинска провели конкурс по разработке комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) на 2018-2032 гг. за 34,5 млн руб., победитель пока неизвестен. Чуть менее года назад челябинская мэрия также в спешном порядке провела конкурс и поручила победителю – ООО "Институт генплана и транспорта" – разработку нового проекта маршрутной сети города. Беда подобных документов, которые создаются, по мнению многих экспертов, чуть ли не на "коленке" за минимальные сроки, в том, что они остаются бесполезными, а общественный транспорт в городе тем временем продолжает "загибаться". С ситуацией разбиралось Накануне.RU.
"Для тех, кто понимает суть и объем данной работы, в сегодняшнем виде за разработку этих документов просто не возьмутся. Судите сами – как можно разрабатывать ту же комплексную схему организации дорожного движения в отсутствие генерального плана, в отсутствие стратегии развития Челябинска? Между тем, эти документы находятся сейчас в стадии разработки, ими занимается заместитель мэра Елена Мурзина (экс-министр экономического развития Челябинской области, – прим.), срок появления и принятия этих документов неизвестен. Отсюда делайте выводы о целесообразности принятия и утверждения для города двух ранее названных документов", – комментирует эксперт по транспорту и инфраструктуре Яков Гуревич.
КСОДД, по словам нашего эксперта, в обязательном порядке учитывает наличие в городе светофорной сети, транспортных развязок, трафик движения по городским магистралям и еще множество и множество прочих параметров, чего в настоящих условиях невозможно выполнить по определению. "Просто добавьте к этому обстоятельству еще и тот факт, что в феврале будущего года, если не ошибаюсь, депутатами гордумы будет приниматься транспортный документ в масштабах челябинской агломерации. И снова тот же вопрос – зачем сейчас разрабатывать какую-то локальную схему, которую все равно придется переделывать и подстраивать под другие документы, которые не готовы?" – уточняет Гуревич.
Впрочем, по его мнению, нет сомнений, что выделенные на разработку КСОДД бюджетные деньги в размере более 34 млн руб. будут в скором времени освоены и потрачены "близкими к мэрии структурами".
Еще больше вопросов у наблюдателей и просто жителей Челябинска вызывает ситуация с банкротством крупнейшего муниципального автоперевозчика.
Так, на прошлой неделе стало известно о планах челябинской мэрии выкупить имущество обанкроченного муниципального предприятия "ЧАТ" (созданного в 2011 году на базе также банкрота "Челябавтотранс", – прим.) за 350 млн руб. Эти планы озвучил глава Челябинска Евгений Тефтелев, заявивший о том, что под операцию выкупа в бюджете зарезервированы необходимые средства, сами торги пройдут в декабре.
Казус ситуации в том, и на это сразу же обратили внимание эксперты и журналисты, что, по сути, имущество мэрия (транспортная и ремонтная база на улице Молодогвардейцев в Челябинске, подвижной состав) будет покупать… у самой себя. За бюджетные деньги и с перспективой получить очередной проблемный МУП или другое юридическое лицо, на которое будет оформлена эта покупка.
Муниципальные автобусы уже пытались продать на "Авито"
Известно, что на сегодняшний день на балансе "ЧАТа" числится приблизительно 120 "убитых" автобусов, которые время от времени выходят на маршрут. С работниками многострадального предприятия городские власти после митингов и протестов, вмешательства прокуратуры кое-как рассчитались летом текущего года, когда была выплачена заработная плата кондукторам и водителям.
"Мэрия собирается купить то, за что однажды уже было заплачено. Теми же бюджетными деньгами. Имущество МУП "ЧАТ" сейчас, так сказать, собираются выкупить повторно, при том, что реально это имущество, скорее всего, не стоит таких денег. Я говорил и повторяю, что в Челябинске продолжает действовать известная схема по превращению, так сказать, бюджетных денег через банкротство МУПов в деньги, которые оседают уже на вполне конкретных счетах частных компаний. А город, между тем, несет субсидиарную ответственность по долгам муниципальных предприятий. Это наблюдалось и при прежней администрации Сергея Давыдова, это мы видим и сейчас при Евгении Тефтелеве", – говорит политолог Александр Подопригора.
Он даже "раскопал" реквизиты двух созданных мэрией обществ с ограниченной ответственностью, на которые, судя по всему, в ближайшее время (после декабря) будет оформлено купленное имущество МУП "ЧАТ". Две зарегистрированные ООО-шки носят одинаковое название – "Общественный городской транспорт" – и имеют одних и тех же учредителей.
"Отдельный вопрос – о тех возможностях, которые предоставляет наличие двух одинаковых юридических лиц. Не настаиваю, но можно, например, деньги на покупку сбросить из бюджета одному ООО, а технику оформить на другое, которое вскоре обанкротить и снова продать – уже в третий раз, причем не обязательно городу…В "сухом остатке" – больше миллиарда рублей ущерба, нанесенного бюджету Челябинска только в одном (!) транспортном МУПе (а ведь такой же процесс идет сейчас в МУП "Челябинский городской электрический транспорт", задолжавшем больше полумиллиарда, вместо которого создано ООО "ЧелябГЭТ"; есть еще оскандалившийся МУП "Горэкоцентр", есть МУП ЧКТС – больше 2 млрд долгов, и другие: город тонет долгах, а за грехи чиновников исправно платят его жители)", – описывает ситуацию Подопригора.
И добавляет, что чиновники челябинской мэрии сегодня заняты примерно тем же, за что в конце сентября силовики "приняли" прежнего мэра Сергея Давыдова.
Именно по инициативе Давыдова в городе был в свое время создан коммунальный монстр-посредник "Челябинские коммунальные тепловые сети" (ЧКТС), со счетов которого в неизвестном направлении позже пропало до 60 млн руб., а расчеты с поставщиком энергии – компанией "Фортум" – производились крайне нерегулярно.
"Транспорт в Челябинске, безусловно, "убивался" на протяжении многих лет, и еще до Давыдова. Но дело в том, что нынешняя администрация продолжает ту же самую политику, гнет ту же самую линию, поэтому позитива я пока в происходящем не нахожу", – подытоживает Яков Гуревич.
В мэрии Челябинска пока не смогли назвать победителя конкурса на разработку комплексной схемы организации дорожного движения на 2018-2032 гг., пообещав сделать это после окончательного подведения итогов.
Тефтелев повторит судьбу Давыдова?