В Москве в рамках XXI Международного конгресса Национальной ассоциации телерадиовещателей обсудили проблемы регионального телевещания. "Добрую" часть дискуссии заняли споры по поводу "21 кнопки". Также были озвучены планы по созданию "22 кнопки", которую предлагается отдать муниципальным каналам. Был затронут и вопрос вхождения региональных вещателей в мультиплекс. Понимая ограниченность возможностей при проведении подобных дискуссий на специализированных площадках, представители отрасли объявили о создании координационного совета региональных СМИ на базе Общественной палаты, который уже вскоре проведет первое заседание, передает корреспондент Накануне.RU.
"Мы хотим от слов перейти к делам. 2 ноября запланировано создание координационного совета региональных СМИ при Общественной палате. Большинство активных, действенных региональных медиамеджеров мы будем вовлекать в эту работу, для того чтобы на площадке ОП РФ выступить посредником, коммуникатором с Минкомсвязи, профильным комитетом Госдумы, Союзом журналистов. С мест очень много поступает обращений с точки зрения законодательных инициатив, регулирующих работу СМИ", - рассказал член ОП РФ, модератор дискуссии Александр Малькевич.
Одно из таких обращений было рассмотрено в рамках тематической сессии конгресса. Председатель Ассоциации городских телерадиовещателей Алина Сулейманова рассказала об идее инициировать законопроект о "22 кнопке" для муниципальных телеканалов. Так, предлагается "вынести" на конкурс телеканалы, которые вещают в муниципалитетах с населением более 100 тыс. человек. Потенциальных "игроков" этого законопроекта, по оценке авторов идеи, - 169.
"Впереди выборный год… Если мы сейчас не будем активно заниматься интересами наших телезрителей, то потом ситуация может быть размазана. Нам надо двигаться оперативно, и мы это делаем", - прокомментировала она.
В свою очередь генеральный директор свердловского "Областного телевидения" Антон Стуликов обратил внимание на "проблемность" критериев, по которым будет потенциально проводиться конкурс в случае одобрения идеи "22 кнопки". Так, он рассказал, что город Серов в Свердловской области не попадает под эти критерии отбора, поскольку в нем живут 97 тыс. человек. "Но здесь три крупных металлургических предприятия, люди с высокой покупательской способностью - как здесь не работать?" - задается вопросом гендиректор ОТВ.
Он также заявил в комментарии Накануне.RU, что у телеканалов сегодня существует только одна проблема - откуда взять финансирование. "У всех проблема одна - где взять деньги, как их забрать, как отчитаться перед тем, у кого ты их взял, как показать, что это работает… У вас в Накануне.RU есть инструменты - клики, яндекс-метрика, индекс-цитируемость, медиалогия. Вы за всем этим следите, многие следят, сколько человек прочитало вас, вы видите, как это происходит в крупных соцсетях, но в телерадиовещании это все осложняется, потому что есть "Медиаскоп", - отметил он.
По его словам, нужна та самая "валюта" рынка, которая называется исследованием, дающим понимание, "сколько человек, что смотрят, сколько телезритель остается времени на канале". Сегодня это является огромной проблемой, считает Стуликов.
Гендиректор ОТВ высветил еще одну проблему - доставки сигнала до конечного потребителя. "Есть аналог, цифра, спутник, кабель, интернет. Конечно, кабель стоит по рекламоемкости сильнее всего, потому что его проводят люди, которые имеют деньги… Все эти вещи нужно обсуждать. Не нужно обсуждать вопрос через призму "давайте загнем федералов в нашу пользу". Никто их не загнет, поэтому такие дискуссии нужны. Несмотря на острый градус разговора, это заставляет людей шевелиться", - считает Стуликов.
Говоря в целом о проблемах региональных СМИ, Малькевич также отметил, что вопросы, связанные с телеизмерениями, есть. "Мы уже ведем переписку с ФАС. С 1 сентября вступили законы о рекламе, которые касаются взаимодействия с измерителем телеаудитории. Закон приняли, но подзаконных актов и разъяснений нет. Сейчас получается, что каждый рекламодатель обязан иметь договор с измерителем телепросмотров, чтобы иметь свою рекламу, в противном случае он может нарваться на штрафы Роскомнадзора. То есть этот вопрос нужно доводить до ума. Также нужно выстраивать систему измерений в кабеле, цифре, интернет-вещании. В городах-миллионниках только эфирным вещанием мы далеко не уйдем", - прокомментировал он.
Член ОП РФ подчеркнул, что сегодня существует излишняя правовая зарегулированность отрасли, которая проявляется и при закупках. "Есть от региональных каналов много мыслей по 44 ФЗ. Федеральным каналам законодатель пошел навстречу, и они могут свои закупки проводить без конкурса. А местные обязаны конкурс проводить. Это не только ТВ, но и печатные СМИ. Так, государственные муниципальные районные газеты канцелярию или другие мелкие вещи сегодня обязаны покупать через конкурсные процедуры. В журналистской работе в 21 веке такой формализм невозможен… Такие неповоротливые вещи получаются не из-за того, что журналисты косные, неумелые, "деревенские", а потому, что они стреножены по рукам и ногам", - отметил Малькевич.
Также, со слов общественника, много просьб звучит о необходимости умерить аппетиты Российского авторского общества в отношениях с региональными телеканалами. "Происходит перебарщивание - то тут, то там авторские права, тут, там - плати", - сказал он.
По его мнению, назрели и общественные слушания по вопросам профессиональных стандартов для СМИ, которые сегодня отнюдь не "облегчают профессию".
Обсуждать важно и вопросы медиаобразования в регионах, считает Малькевич. "Надо выстраивать отношения с Минобрнауки. Федеральные образовательные компоненты далеки от запросов рынка - журналистов и пиарщиков обучают по конспектам прошлого века. А мы видим, что информационная война против России ведется с использованием новых технологий… Во многих региональных вузах преподаватели рассказывают об этических нормах, кодексах чести журналиста и вещают глубокие теоретические выкладки, хотя в это время вырастает поколение блогеров, а некоторые телеграм-каналы превышают аудитории СМИ. Этому всему надо учить", - прокомментировал общественник.
Большая часть этих вопросов будет обсуждаться на площадке новой структуры - координационного совета региональных СМИ при ОП РФ. 2 ноября будет объявлен его состав.
"Мы приглашаем активных руководителей ведущих региональных СМИ, целый ряд профессиональных объединений - ассоциаций СМИ, гильдий… Мы хотим, чтобы у всех нас появилась площадка, на которой можно обменяться своим видением, сверить болевые точки и структурировать все эти проблемы, номенклатуру вопросов составить и за них сражаться", - заключил Малькевич.