В рамках IV Международного форума высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia, который проходит в Екатеринбурге, сегодня состоялось заседание круглого стола, посвященного "зданиям эпохи конструктивизма как инвестиционным объектам". Эксперты обсуждали то, как сохранить культурное наследие и реализовать в этой сфере знаковые проекты, передает корреспондент Накануне.RU.
Так, один из кураторов экспозиции "Дни конструктивизма на Урале" Людмила Старостова рассказала о том, как повышать культурное наследие через социальный аспект. Она опиралась на опыт проведения выставочной деятельности в сфере конструктивизма.
"За два последних года, что мы занимаемся архитектурным конструктивизмом, сложилось впечатление, что если мы смотрим на данную деятельность с точки зрения связи с обществом, то это очень сильно повышает интерес к этому наследию, и делает его, скажем так, даже видимым в пространстве города. Потому что иногда действительно сталкиваешься с тем, что люди, живя в городе, проходя мимо этих зданий, не видят этой красоты, не осознают к чему эти здания относятся, когда они возникли, какую функцию они выполняют", - отметила она.
"Архитекторы-конструктивисты видели свою задачу, прежде всего в социальном проектировании. Они считали, что те решения, которые они создают, будут способствовать формированию нового общества", - рассказала эксперт.
Она привела в пример фото экспоната с открывшейся на этой неделе выставки "Дни конструктивизма на Урале": "Вы видите Дом советской армии, изначально это здание проектировалось как клуб работников просвещения. Цветом здесь обозначены зоны. На дизайнерском макете мы видим, как архитектор стремился развести эти зоны, здание максимально отражало архитектурную концепцию того, как организована клубная активность".
"Другой пример - Городок чекистов, где изначально были запроектированы все элементы жилого комплекса, по мнению авторов проекта "Большой Свердловск". Проект был разработан в начале 30-х годов, и по нему были построены много зданий в нашем городе", - рассказала Людмила Старостова.
"Социальное проектирование, как один из ключевых принципов архитектуры, отличает здания этого периода, и дает нам один из срезов того, как эта архитектура связана с социальным опытом", - отметила Старостова.
Она рассказала об исследованиях и описании социальных практик, порождаемых взаимодействием архитектуры с человеком. Речь идет о воспоминаниях людей, как эти воспоминания зафиксированы отдельными жизненными эпизодами и как они по-своему формируют ауру и мифологию места:
"Здесь, к примеру, исторический опыт показывает, как люди приспосабливали свои квартиры под кухни, поскольку изначально, согласно проектировке, они должны были питаться в столовых".
"Еще один пример способа посмотреть на связь конструктивистской архитектуры с человеческим опытом. Это план Городка юстиций. Комплекс построен вокруг территории городской тюрьмы, которая там существует до сих пор. Изучение опыта показывает, что у людей, которые здесь жили и работали, сформировались довольно тесные социальные связи. Они были сформированы именно архитектурой", - говорит она.
"Рассказ об архитектуре через ее социальную историю позволяет извлечь ее из небытия в сознании горожан, а также позволяет сформировать архитектуре новое человеческое лицо, что придает ей новый статус, а также делает частью социальной идентичности города",- отметила Людмила Старостова.
"Есть разные способы сохранения исторической идентичности. Потому что не всегда возможно сохранять у здания предшествующую функцию, поскольку даже в экономическом обществе какие-либо функции уходят, на реализацию которых эти здания были построены. Но нужно удерживать некий символический капитал, которым это место обладает. Мы можем сохранять эту идентичность в определенном символическом ресурсе. Такие события, например, как проходящая в гостинице "Исеть" биеннале, призваны привлечь внимание, но они не могут совершить перезагрузку здания. Это очень серьезный вопрос", - добавила Старостова.
Присутствовавший на заседании круглого стола профессор Института изящных искусств при Нью-Йоркском университете Жан-Луи Коэн отметил богатое наследие Екатеринбурга: "У вас есть уникальная коллекция разных помещений, которые имеют очень разные значения. Это очень интересное наследие, которое рассказывает подлинную историю 20-30-ых годов прошлого века".
Эксперт также напомнил и о промышленном архитектурном наследии Урала, отметив, что некоторые фабрики и заводы продолжают производственную деятельность до сих пор.
"Мы знаем, что промышленный и архитектурный туризм очень быстро развиваются. В этом плане Урал имеет уникальный капитал, чтобы его развивать", - добавил Жан-Луи Коэн.
На этой неделе в Екатеринбурге стартовала ежегодная выставка "Дни конструктивизма на Урале". Тема 2017 года – культурная политика СССР на рубеже 20–30-х годов. Экспозиции коснутся профсоюзных клубов, которые строились в 20–30-х годах в духе авангарда. Выставка пройдет в Уральском архитектурно-художественном университете со 2 октября по 5 ноября.