Член Совфеда, экс-глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий посетовал на отсутствие инструментов у муниципальных властей для создания стратегических планов развития, а также усомнился в эффективности создания агломераций. По его словам, сегодня для работы в этом направлении требуется совершенствование законодательной базы. Своим мнением сенатор поделился в рамках форума "Стратегии городов 2030", передает корреспондент Накануне.RU.
"У нас есть такая поговорка "Пессимист - это хорошо информированный оптимист". Я бы не хотел, чтобы все то, о чем я сейчас буду говорить воспринималось, как малейший пессимизм. Я всегда был реалистом и надеюсь им остаться, но реализм предусматривает трезвую оценку ситуации и внесение соответствующих поправок в собственную деятельность, исходя из той реальности, которая существует", - начал свое выступление Аркадий Чернецкий.
Он отметил, что сегодня "очень быстро летит время" и стратегический план развития Екатеринбурга, принятый в 2003 году, практически исчерпал свой первоначальный срок, на который был рассчитан. Сенатор напомнил, что работа над ним началась еще в рамках ФЗ о местном самоуправлении 1995 года, "но, сравнивая сегодня наши возможности в стратегическом планировании и возможности муниципальных образований, я должен сказать, что произошло значительное снижение возможностей муниципальной власти".
Среди таковых Чернецкий назвал ужесточение бюджетных условий; отсутствие возможностей регулирования; отсутствие фактора муниципального имущества; передачу на уровень региона вопросов здравоохранения и соцзащиты, а в некоторых городах - функций управления земельными ресурсами; снижение интересов среднего и малого бизнеса во взаимодействии с городскими властями, при том, что крупный бизнес этот интерес потерял давно.
"Формирование стратегического плана города без определяющего участия региональных властей практически невозможно. А что такое определяющие участие? Определение миссий территорий исходя из общерегиональных интересов, основных направлений развития, взаимодействия с инвесторами, активное вмешательство в территориальное планирование, формирование приоритетов развития в связи с бюджетным доминированием и др. Могут спросить, хорошо это или плохо? Наверное, ничего плохого здесь нет, но нужно признать, что полномасштабное стратегическое планирование на уровне муниципалитетов чрезвычайно сложно", - отметил Аркадий Чернецкий.
Он подчеркнул, что сегодня органы местного самоуправления должны планировать свою деятельность только в рамках имеющихся полномочий и бюджетов. А стратегия развития должна быть сформулирована на уровне региона и "состыкована с тем незначительным функционалом, который остается за муниципалитетами".
"Ползучее перераспределение функционала в сторону региона в очередной раз ставит вопрос о концепции местного самоуправления в России: либо в сторону конституционного понимания, либо наращивания потенциала управляемости территорий и повышения ответственности региональной власти, что реально происходит на сегодняшний день. Не хочется углубляться в эту тему, эта тема отдельного разговора", - отметил сенатор.
Отдельно Аркадий Чернецкий остановился на теме создания агломераций, отметив, "как показывает опыт, я не вижу реальных успехов в этом опыте".
"В агломерацию, как в добровольное объединение субъектов, я верю плохо. Это все равно что сравнивать СССР и СНГ. Советский союз - работал, а СНГ встречается на уровне руководителей. Эффект есть, но не тот, на который рассчитывали", - пояснил он.
"У нас в Екатеринбурге есть "города-спутники", границы невозможно разделить. Я могу сказать прямо: я был и остаюсь сторонником единого муниципального образования. Это жесткая структура, которая в состоянии решать вопрос. Я не вижу серьезных причин, которые мешают таким объединениям. Если бы была воля политического лидера, такие вопросы решались бы "на раз-два", - отметил Чернецкий.
При этом, он подчеркнул, что "сегодня есть другой выход из положения".
"Он продиктован появившейся новацией - внутригородские районы, т.е. сохранение органов местного самоуправления на уровне районов. Идея сомнительная, но с точки зрения постепенного вхождения в объединение, этот механизм мог бы сыграть свою роль", - уточнил он.
В заключение Аркадий Чернецкий отметил, что внешне процесс создания агломераций кажется простым, но в действительности проблематика проработана плохо "и сегодня как хлеб нужен федеральный закон, регламентирующий отношения внутри агломераций". В частности, речь идет о законе о бюджете, регламенте взаимодействия с властью, программе развития и т.д.
"Наилучший выход сегодня - принципиальный пересмотр 131 федерального закона с точки зрения введения нового муниципального уровня. Его можно называть как угодно, предположим, "агломерация", но в которой будет детально все расписано: бюджет, регламент деятельности. Я согласен, что укрупнение за счет объединения в единое муниципальное образование или создание агломерации - это столбовая дорога. Но она должна быть законодательно обеспечена", - резюмировал Аркадий Чернецкий.