Новости
Развитие сюжета:

10:20 20.11.2017 После письма уральского экс-МЧСника Путину Свердловскую область посетил замминистра

16:57 12.12.2017 "Ложка дегтя в бочку меда", - в МЧС ответили на критику уральского экс-спасателя

"Система МЧС превратилась в показуху, кормушку для коррупционеров и некомпетентных временщиков", - уральский спасатель написал Путину
Общество | Свердловская область | Уральский ФО | В России

Экс-сотрудник авиационно-спасательного центра УРЦ МЧС РФ Анатолий Долговых написал открытое письмо президенту России Владимиру Путину. Бывший спасатель выступил с резкой критикой работы системы МЧС, а также попросил главу государства "навести порядок", передает корреспондент Накануне.RU

Как признался в обращении бывший спасатель, главе государств он решил написать, потому что других способов повлиять на ситуацию нет.

"Система МЧС превратилась в показуху, кормушку для коррупционеров и некомпетентных временщиков, и на данный момент работает лишь за счет людей в разных званиях и чинах, которые еще не потеряли совесть и работают вопреки творящемуся безумию", - говорится в письме.

Далее автор обращения подробно описывает конкретные примеры "развала" системы МЧС. В частности, указывает на состояние техники, которое, по его словам, представляет опасность даже для работающих с ней спасателей.

"Готов лично вам или человеку, который способен повлиять на ситуацию, показать единицу техники и инструмент, который нельзя эксплуатировать, которому 18 лет, но он еще на вооружении. Его никто не может списать. Конкретно, что это и где лежит, не говорю, чтобы виновные не могли замести хвосты. После моих статей они стали оперативно реагировать и зачищать за собой. В руках и на бумагах этот спасательный инструмент есть, но работать им опасно, а иногда он просто не работает. Этот инструмент еще Ельцина застал", - отмечает экс-спасатель.

МЧС, спасатели(2016)|Фото: Фото:Накануне.RU

Он также сообщает о том, что спасательные формирования зачастую одеты с нарушением норм трудового кодекса, форма не защищает их от производственных травм.

Также Анатолий Долговых указывает на неподобающие поведение некоторых начальников в МЧС, "особенно на селекторных совещаниях", которое "выходит за все разумные пределы".

"Можно себе позволить крыть матом подчиненных на весь регион, можно позволить себе оскорблять и унижать командиров в присутствии их подчиненных. Вы сами понимаете, как это влияет на авторитет командиров. К счастью, реально работающие на местах командиры имеют авторитет, заработанный на спасработах, но совесть же надо иметь?" - возмущен экс-спасатель.

Еще одной проблемой системы МЧС, по мнению уральца, является связь. По его словам, спасатели не могут связаться с летчиками авиации МЧС по своим радиостанциям "Гранит", а летчики не могут связаться с региональными поисково-спасательными отрядами, которые прочесывают лес под ними, и не могут скоординировать действия.

Выставка "Магистраль", Нижний Тагил, вертолет, МЧС|Фото: Накануне.RU

"Летали мы летом на спасработы на север Урала. Потерялась маленькая девочка и двое взрослых. Кое-как скоординировались со спасотрядами - про проблемы со связью я уже говорил, начали искать. Пролетали день, часть сектора поисков обработали, ушли на дозаправку. Поступил приказ возвращаться на аэродром. Хотя мы собирались возвращаться на поиски и продолжать искать. Зачем было лететь на один день? Пофоткать, что вертолет летал? У меня есть фото нашего трека полета, где видно, что не дочесали мы чуть-чуть, с первой заправки топлива не хватило. И мы бы их нашли, вернись мы на поиски. Но нас развернули домой. Зачем это? Слетали, попиарились, дескать вертолет летал и назад? Дальше искать дорого было? Итог: нашли спасатели УрПСО пешком только через два дня. Повезло", - рассказал он.

Обращает внимание экс-спасатель и на конкретные "проблемы", например, на отсутствие тепловизора, который просто необходим летом при поиске пропавших людей в лесу.

"Поиски летом в зеленке без тепловизора – лотерея ценой в жизни людей! Может, повезет, может, нет. Может, продать один "Лэнд Крузер" из министерства (на Урале их точно два есть) и купить один на весь регион тепловизор, раз живых денег нет?" - отмечается в письме.

лесной пожар авиация мчс вертолет тушение|Фото: Накануне.ru

Другим "отсутствующим пунктом" оснащения спасателей стали парашюты. По словам Анатолия Долговых, чтобы прыгать положенные прыжки и поддерживать необходимый минимум подготовки, парашюты просили в ДОСААФ, авиалесоохране и других службах. А поставленные беспилотники "ФАНТОМ 3" экс-спасатель назвал "китайской игрушкой, которая пишет логи полета на сервер в Китае, не летает ниже нуля, дальность ее – 700 м, дальше она теряет сигнал, в воздухе летает 17 минут, потом батарея садится": "Эти беспилотники нужны МЧС, как зайцу стоп-сигнал".

Отдельно бывший спасатель остановился на "реформе" МЧС. Напомним, в этом году главные управления МЧС России по Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областям, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам вошли в состав Сибирского регионального центра МЧС РФ. Авиационно-спасательный центр Уральского регцентра МЧС был реорганизован и присоединен к Сибирскому, базирующемуся в Красноярске.

"У нас было три вертолета, которые прикрывали Урал и помогали Сибири, можно было одновременно поднять два-три борта, а необходимость в нескольких машинах сразу возникала постоянно. У нас были экипажи и группы спасателей, которые могли работать по закону: сутки отработал – двое отдыхаешь, как положено. Сейчас наши вертолеты перегнали в Красноярск. Остался один вертолет. Сибирское начальство говорит, что вертолеты будут прикрывать север области. Это 2000 км – два дня лета согласно федеральным авиаправилам, или нарушения, чреватые катастрофой. Это предпосылка к авиапроисшествию. Берем простую ситуацию: одинокий вертолет на Урале сломался/ушел на ремонт/стоит на ремонте/выработал ресурс, случается ЧС на севере Свердловской области. Пока принимается решение, пока борт долетает до Урала, даже с заменой экипажей и безостановочным перелетом – проходит минимум 10 часов, но это идеальные условия, а в реалии – гораздо больше. Можно даже не лететь. В нашей практике нам всегда доставались пострадавшие в тяжелом состоянии, каждые 10 минут были на счету", - описал ситуацию Анатолий Долговых.

вертолет спасатели МЧС|Фото: СК РФ по Свердловской области

Он также отметил, что когда шло сокращение авиационно-спасательного центра, их отдел кадров и штаб "работал до ночи и ночами, потому, что до последнего не было документов, на основании которых нас будут увольнять и сокращать".

"За три месяца было известно, что что-то будет, но принявшие решение нас сократить, не решили, как и за что. Поэтому, хрупкие женщины должны были сутками писать документы, а трудовые мы получили 20 числа (авиацентр сократили 20 марта 2017 года, прим.) в 19.40, несколько часов будучи уже просто людьми с улицы. Начальника связи увезли с работы с инсультом, последние месяцы он пахал сутками, держался. Умер, похоронили. Уверен, что не будь этого безумия с переездами из здания в здание и сокращениями – парень 35 лет был бы жив", – рассказал экс-спасатель.

Уралец также подчеркивает, что "местные начальники" перед федеральными коллегами "рапортуют, что все письма – ложь и все отлично": "Докладывание, что все отлично и все готовы, приобрело повальный характер".

Также он озвучил размер заработной платы спасателей, отметив, что говорить про это не принято, поскольку "для нас это было призвание". По его словам, средняя зарплата составляла 21-23 тыс. руб.

"Я видел, как работают наши коллеги в других странах, мы переписываемся с коллегами со всего мира, и я не верю, что у супердержавы нет денег, чтобы содержать авиаподразделение, прикрывающее целый регион! Израиль, размером в половину Свердловской области, имеет подразделение, служить в котором – честь! Европейские страны, которые у нас на Урале можно колышками в натуральный размер разметить для учений – имеют деньги на содержание своих служб! Я не верю, что на Урал не хватило денег. Мне, как в спортлото, стали писать люди со всей страны: спасатели, сотрудники МЧС в званиях до полковников, и просить: парни, не останавливайтесь, иначе это болото не расшевелить. Многие боятся говорить вслух. До смешного, мне пишут люди: парни, мы сейчас будем вынуждены по служебным обязанностям вас опровергать, но вы знайте – мы с вами, солидарны, не останавливайтесь! Доведите до конца!" – отмечает экс-спасатель.

"Для понимания: я абсолютно аполитичен, никакого "болота" в моем обращении нет. Всё это гадьё забегало только при упоминании, что я сделаю это обращение. Они боятся просто вашего имени, как от святой воды бегать начинают. Самое время ручного управления. А некоторых можно абсолютно оправданно на лесоповал отправить. Лучше сейчас порядок навести, пока не поздно. Можно понять, когда система преодолевает и исправляет ошибки и наверстывает упущенное. Нельзя понять, когда игнорируется разрушение такой аварийной службы. Всё, что я сказал, я могу подтвердить, так как сам был свидетелем", – добавил он.