Фигуранты уголовного дела о гибели 69 человек в результате крушения траулера "Дальний Восток" в Охотском море в 2015 году приговорены к длительным срокам заключения, сообщила Накануне.RU официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.
На скамье подсудимых оказались руководители ООО "Магеллан" - первый заместитель генерального директора Алексей Васин, заместитель генерального директора по безопасности мореплавания Александр Кудрицкий, бывший капитан траулера "Дальний Восток" Анатолий Борисов, начальник отдела безопасности мореплавания, сертификации и наблюдения за рыбопромысловым флотом ФГБУ "Сахалинрыбвод" Росрыболовства Николай Харченко, государственный инспектор СВТУ Росрыболовства Александр Никодименко. Они признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки), ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ч.3 ст. 293 УК РФ (халатность).
Подсудимым назначено наказание от 5 лет 8 месяцев до 6,5 лет лишения свободы, кроме того, они лишены права заниматься деятельностью, связанной с обеспечением безопасности движения и эксплуатации морского и внутреннего водного транспорта.
Кроме того, арестовано имущество и счета компании "Магеллан" на сумму более 13 миллионов рублей, а также судно "Андромеда". Кроме того, наложен арест на имущество обвиняемых в сумме более 15 миллионов рублей.
"Следствием и судом установлено, что непосредственной причиной крушения траулера "Дальний Восток" явилось возникновение крена судна на левый борт в результате подъема трала с большим уловом (приблизительно 130 тонн)", - сообщила Петренко. Однако, по ее словам, дальнейшее затопление судна стало возможным в силу совокупности причин. И наиболее значимой из них являлось непригодное состояние траулера, в котором оно находилось в плавании.
"Это связано с тем, что директор ООО "Магеллан" Егор Гащенко переоборудовал его в порту Пусан Республики Корея таким образом, чтобы значительно увеличить возможности траулера по ежесуточной переработке рыбы, которая возросла со 140 до более 200 тонн. В итоге часть элементов конструкции судна, обеспечивающих его остойчивость (свойство судна плавать, не теряя положения равновесия), в том числе в экстренных ситуациях, была попросту удалена. К тому же судно при почти пустых баках было заполнено рыбой на 1400 тонн, что также ухудшило свойства корабля балансировать", - сообщила Петренко.
Васин и Кудрицкий получали данные от капитана корабля о выловленной рыбе и знали о превышении массы допустимого груза. Они должны были и могли запретить дальнейшее плавание, однако не сделали этого, отметили в СКР.
"Харченко в свою очередь, еще накануне выхода судна в плаванье, получил от своего подчиненного сведения об отсутствии документации о системе управления безопасностью, без которой выход судна в море запрещен, - заявила Петренко. - Однако Харченко проигнорировал этот факт и выдал временное свидетельство по безопасности сроком на 6 месяцев".
По данным СКР, Никодименко, проверявший судно вместе с пограничниками уже в открытом море, знал о превышении допустимого количества людей на нем и отсутствии достаточного количества спасательных средств. "Он должен был сообщить своему руководству об этом, но предпочел за взятку в 500 долларов "закрыть глаза" и разрешить дальнейшее плавание. Как следствие - при крушении жилетов попросту не хватило на всех членов экипажа", - заключила Петренко.
Инцидент произошел 2 апреля 2015 года в Охотском море, в результате крушения погибли 69 человек.
Гендиректор ООО "Магеллан" Егор Гащенко объявлен в международный розыск. Против него завели 49 дел.
Комментируя крушение траулера в Охотском море, полпред президента РФ, вице-премьер Юрий Трутнев отметил, что инцидент - результат жадности, бесхозяйственности и халатности.