Со второй четверти ученики средних классов школ Татарстана начали изучать новый предмет – "казаневедение". Эта дисциплина появилась в расписании на фоне неутихающего конфликта между русскоязычными родителями и администрациями школ о добровольном изучении татарского языка. Многие сочли новый предмет альтернативой национальному языку, но в одной из школ такую информацию опровергли, передает корреспондент Накануне.RU.
О нововведении родители рассказали в группе "Родительское сообщество республики Татарстан" в социальной сети "Вконтакте". Предмет появился в нескольких школах Казани и Елабуги.
"А программа есть у этого предмета, поурочные планы? Что изучает эта наука?", "Сколько часов дано на этот предмет? Есть ли какие-либо методики преподавания? Есть специалист, у которого в дипломе написано, что он годится на преподавание "столь важного предмета"? И как это будет выглядеть в аттестате? А Министерством образования России он утвержден?" – писали родители в обсуждении.
Опасения родителей оказались небеспочвенны: в учебных планах и образовательных программах, размещенных на сайтах школ, такого предмета нет. После первого урока казаневедения, который прошел в четвертых классах одной из школ на прошлой неделе, родители поделились впечатлениями своих детей.
"Отличное преподавание. Дети просто сидели и переписывали весь урок. Кто не дописал, делали фото и дома дописывали. А этот текст еще и на завтра надо выучить! Учитель даже ничего не рассказывала на уроке!" – посетовали родители. По одной из версий, в качестве домашнего задания детей просили ознакомиться с авторами гимна Татарстана, по другой – нарисовать герб республики.
Узнать подробности о новом предмете в данной школе на момент публикации не удалось, однако пояснения дали в школе №49 Казани.
Заместитель директора школы Анна Якимова опровергла слухи о том, что казаневедение ввели как альтернативу татарскому языку. По ее словам, новая дисциплина взята из вариативной части образовательной программы на основе программы краеведения.
"Этот урок посвящен истории и культуре родного края. У нас его ведет учитель, который работает в школьном музее, у нее достаточно много наработок по истории культуры Казани. В пятом классе казаневедение занимает полчаса в неделю, в шестом - час. Сейчас идет теоретическая часть, учитель рассказывает теорию, показывает презентации, а по окончании темы планируется выход с экскурсией на какой-либо объект. Предмет ввели с целью познакомить детей с Казанью и выводить их на экскурсии, потому что, к сожалению, не всегда это получается. Тем более, что у нас есть человек, который работает в музее Тукая на базе школы. Материала у нее достаточно", - рассказала заместитель директора школы Анна Якимова Накануне.RU.
Лингвистический конфликт, по словам замдиректора, в школе улажен: те ученики, которые отказались от изучения татарского языка, изучают родной русский язык.
"Таких учеников, которые нигде не задействованы, нет. Одни идут на изучение родного татарского, другие – на изучение родного русского языка", - заверила Анна Якимова.
Как ранее писало Накануне.RU, лингвистический конфликт в республике Татарстан вступил в горячую фазу после заявления президента на заседании совета по межнациональным отношениям 20 июля о том, что изучение языков народов России – это "гарантированное Конституцией добровольное право". После этого тысячи родителей написали отказы от изучения их ребенком татарского языка.