"Уралмашзавод", летом этого года анонсировавший начало сборки первого в России гидравлического экскаватора, увеличил долю локализации производства до 70%, однако до полной локализации пока далеко. Как оказалось, в настоящее время некоторых деталей и комплектующих для него в России нет. При этом, завод ставит себе задачу куда шире, чем просто выпуск машины - изменить политику гидравлических экскаваторов в части эксплуатации. Речь об этом шла сегодня в кулуарах конференции УЗТМ "Уралмашзавод и Газпромбанк: комплексные решения для горной промышленности", передает корреспондент Накануне.RU.
Как сообщалось ранее, гидравлический экскаватор рабочей массой 300 т с объемом ковша 16 кубометров "Уралмашзавод" поставит компании "Стройсервис". Машина будет работать на разрезах Кузбасса с экипажем уральского предприятия, обслуживание также будет вести УЗТМ.
"В настоящее время первый гидравлический экскаватор находится в активной фазе производства. Готовятся, поступают на сборку комплектующие, изделия, идет механическая обработка корпусных частей. Экскаватор в декабре поступает на контрольную сборку. Далее у нас предусмотрен цикл испытаний в специально оборудованном цехе "Уралмашзавода". После цикла заводских испытаний экскаватор будет сдан заказчику сначала в цехе "Уралмашзавода", далее отгружен в компанию "Стройсервис" на разрез", - рассказал о ходе работ руководитель конструкторской службы дивизиона Горное оборудование ПАО "Уралмашзавод" Виталий Фурин, уточнив, что в настоящее время продолжается сбор заявок на следующие машины этого типа.
Более подробно о ходе работ рассказал главный конструктор отдела гидравлических экскаваторов ПАО "Уралмашзавод" Андрей Козубский: "Сегодня практически все основные узлы прошли этап сварки и механообработки: поворотная платформа заканчивает свою обработку и в понедельник начинается стадия покраски; рукоять прошла все сварочные процессы, окрашена и поступила на монтаж на площадку сборки; рама моторного модуля и вся силовая установка находится на площадке окончательной сборки. Основные комплектующие - порядка 80% - на складе и поступают на площадку для сборки, оставшиеся на подходе. В середине декабря все комплектующие должны приехать на завод".
Отметим, что ранее доля отечественных деталей и комплектующих в первом в России гидравлическом экскаваторе составляла лишь 50%. Год назад сообщалось, что импортным будет дизель и гидравлика. При этом, тогда на "заводе заводов" выразили надежду, что в дальнейшем доля отечественных частей в машине будет увеличена. Как сегодня рассказал Андрей Козубский, отвечая на вопрос Накануне.RU, "ситуация немножечко поменялась в сравнении с прошлым годом".
"На сегодняшний день около 70% от себестоимости - это отечественные комплектующие, а если говорить о продажной стоимости - еще больше. На сегодняшний день ситуация с отечественными комплектующими не такая гладкая, как хотелось бы, поэтому сейчас мы ведем целый ряд мероприятий по обучению наших российских партнеров; по изучению особенностей, которые могут предложить зарубежные производители, чтобы распространить импортозамещение уже на высокотехнологичные элементы. Речь идет о гидравлике, гидроцилиндрах, маслоохладителях, упругих элементах", - рассказал он .
Что касается двигателя, то в настоящее время он - импортный, фирмы Cummins.
"В России, к сожалению, нет компании, которая могла бы предложить силовую установку такой мощности - 1500 лошадиных сил. У нас есть друзья в Екатеринбурге - Уральский дизель-моторный завод, но у них, к сожалению, нет достаточного успешного опыта в силовых установках такой мощности", - пояснил главный конструктор отдела гидравлических экскаваторов "Уралмашзавода".
Он уточнил, что для первых 5-10 машин этого типа "Уралмашзавод" будет использовать зарубежные комплектующие: в первую очередь для того, чтобы гарантировать работоспособность машин.
"Думаю, по времени, это порядка 3-5 лет. Оно потребуется, чтобы найти аналогичных поставщиков в России, отработать техническое решения и быть уверенным что отечественный компании могут предоставить нам надежное решение. Я уверен, что у нас получится создать современную конкурентоспособную машину", - подчеркнул он.
Любопытно, но эта машина - третья попытка "завода заводов" создать гидравлический экскаватор. Ранее такая работа велась до 90-х годов прошлого века.
"У "Уралмашзавода" был опыт, но закончился в 90-х годах. После этого по ряду причин, в первую очередь потому что спрос на гидравлические экскаваторы был невелик, как бизнес для завода он перестал представлять интерес и развития производство не получило. На сегодняшний день этот экскаватор, к сожалению, является машиной "с нуля". Весь опыт, который ранее был в России, опробован, испытан, но мы не можем его сегодня в полной мере применять. В первую очередь, по причине потери конструкторской документации и лиц, которые в этом участвовали. Сейчас мы не получаем достаточного количества информации, прошло много времени", - пояснил Андрей Козубский.
На создании первого в России гидравлического экскаватора планы "Уралмашзавода" не заканчиваются. Речь идет об изменении политики гидравлических экскаваторов с точки зрения эксплуатации. В настоящее время эксплуатационные затраты на гидравлические экскаваторы очень высоки. "Уралмашзавод" намерен из уменьшить, путем использования более надежное оборудование в производстве машины.
"Таким образом, мы сможем для заказчиков предоставить более привлекательные решения, немножко потеряв в заработке на сервисном обслуживании. К сожалению, у нас в России нет такого широкого опыта заработка на сервисном обслуживании, поэтому мы сейчас даже если представим аналогичную схему, не сможем ее с выгодой отработать. Первые машины позволят нам изменить политику в области сервисного обслуживания", - пояснил главный конструктор.
Между тем, ряд потенциальных заказчиков экскаватора пока к нему только присматриваются, отдавая предпочтения другим машинам "Уралмашзавода", уже зарекомендовавшим себя. Как рассказал главный инженер Аршановского разреза Михаил Терентьев, в настоящее время они работают на гидравлических экскаваторах Komatsu и Hitachi.
"Я так понимаю, это [гидравлический экскаватор "Уралмашзавода"] как Sukhoi Superjet, который есть у нас, но на 98% состоит из импортных запчастей. То же самое, наверное, здесь. Мы подождем, посмотрим, получится ли у "Стройсервиса", - отметил он, отвечая на вопрос корреспондента Накануне.RU.
Вместе с тем, компания намерена приобрести у "Уралмашзавода" уже зарекомендовавший себя ЭКГ-20, так называемый, "золотой экскаватор" УЗТМ. Как пояснил Терентьев, сегодня они используют гидравлику, поскольку не развита инфраструктура подачи электроэнергии, но с УЗТМ уже подписан предварительный договор на поставку ЭКГ-20 - в первом квартале 2019 года.
"За два года должны подвести линию, построить подстанцию, запустить в эксплуатацию", - уточнил он.
А вот в компании "Стройсервис" гидравлику, наоборот, ждут с нетерпением.
"Заказчик уже неоднократно приезжал на "Уралмашзавод", смотрел как проходит сборка, изготовление, ознакамливался с требованиями. Они ее с нетерпением ждут", - рассказал Андрей Козубский.