Офицер СБУ, находящийся в высоком звании и по понятным причинам попросивший не называть его имени, представил в распоряжение Накануне.RU текст приказа председателя Службы безопасности Украины за № 013 от "О состоянии и эффективности контрразведывательных мер по противодействию российской экономической экспансии в Украине". Он был выпущен еще 31 мая 2016-го года, но возможность его передать появилась только сейчас, да и несмотря на относительную давность издания, на наш взгляд, он не теряет актуальности и многое проясняет в методах ведения политики киевской власти и в отношении к собственному населению.
Редакция публикует наиболее примечательные выдержки (перевод с украинского):
"СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
ПРИКАЗ
31.05.2016 № 013
Об объявлении решения коллегии Службы безопасности Украины от 20 мая 2016 года "О состоянии и эффективности контрразведывательных мер по противодействию российской экономической экспансии в Украине"
В соответствии со статьями 10, 14 Закону Украины "О Службе безопасности Украины", с целью повышения эффективности выполнения заданий, положенных на Службу безопасности Украины
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Объявить решение коллегии Службы безопасности Украины от 20 мая 2016 года "О состоянии и эффективности контрразведывательных мероприятий по противодействию российской экономической экспансии в Украине".
2. Начальникам функциональных подразделов Центрального управления, региональных органов, заведений и учреждений СБУ, Штаба АТЦ обеспечить выполнение задач, определенных решением коллегии.
3. Контроль за выполнением решения коллегии оставляю за собой.
РЕШЕНИЕ
коллегии Службы безопасности Украины от 20 мая 2016 года
"О состоянии и эффективности контрразведывательных
мер по противодействию российской экономической
экспансии в Украине"
Рассмотрев и обсудив вопрос повестки дня, коллегия Службы безопасности Украины отмечает усиление угроз национальной безопасности нашего государства в результате агрессивных действий Российской Федерации, политика которой направлена на экономическую экспансию в Украине.
Реализуя собственные геополитические и геоэкономические интересы, Российская Федерация использует все инструменты и рычаги влияния для увеличения собственной доли в отечественной экономике.
С целью причинения вреда экономическому потенциалу Украины государство-агрессор на протяжении 2004-2013 годов осуществляло торговую, кредитную, рыночную и инвестиционную экспансии, направленные, в первую очередь, на проникновение в финансово-кредитный сектор государства, сферы недропользования, нефтегазового, электроэнергетического, ядерного, промышленного, агропромышленного комплексов и транспортной инфраструктуры Украины с последующим установлением монополии в них. Через подконтрольные компании и структуры российская власть активно использовала практику приобретения украинских предприятий с последующим доведением их до банкротства, создания позиций влияния в судах, правоохранительных и контролирующих органах.
Сохранение Россией монополии на поставку на Украину критического сырья, промышленной продукции, ядерного топлива, усиливает зависимость отечественной экономики от РФ, что приводит к углублению в ней кризисных явлений и истощению собственных финансовых ресурсов.
Связанность украинских предприятий железнодорожной и авиационной отраслей с российскими финансовыми и материально-техническими ресурсами негативно отражается на их хозяйственной деятельности, безопасном функционировании транспортных средств и обновлении инфраструктуры.
Целенаправленная политика экономической экспансии в Украине, которая длительное время проводилась, в т.ч. спецслужбами РФ, привела к значительной кредитной зависимости отечественной экономики от российского капитала. Общая сумма кредитных обязательств украинских субъектов ведения хозяйства перед подконтрольными РФ банковскими учреждениями составляет 167 млрд грн или 16% от их объема, в т.ч. обязательство стратегически важных предприятий – 20 млрд грн (26%).
Присутствие российского капитала в кредитно-банковской системе государства предоставляет возможность иностранной стороне получить доступ к конфиденциальной информации, банковской и коммерческой тайне, и позволяет использовать ее для получения контроля над отечественными субъектами ведения хозяйства, поглощения предприятий, блокировки их работы, перераспределения прав собственности и расширения сфер влияния РФ в экономике Украины. Это предоставляет указанной стране дополнительные рычаги давления и преимущества в ходе внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, в сферах машиностроения, металлургии, авиастроения, космического и военно-технического сотрудничества.
Компании, аффилированные с юридическими и физическими лицами РФ через созданные лоббистские позиции в депутатском корпусе, блокируют внесение изменений в действующее законодательство относительно установления действенного государственного контроля над лотерейной деятельностью, букмекерством и игровым бизнесом, фактически монополизировав лотерейный рынок Украины, в результате чего государственный бюджет ежегодно недополучает около 5 млрд грн.
Предприятия страны-агрессора в нарушение законодательства Украины активно осуществляют внешнеэкономическую деятельность с субъектами ведения хозяйства, которые находятся на неподконтрольных украинской власти территориях. Отмеченное позволяет субъектам ВЭД России проводить незаконные и неподконтрольные торговые операции, поддерживать функционирование т.н. "ДНР"/"ЛНР", способствовать финансированию терроризма.
Российской стороной внедрен противоправный механизм безосновательного получения пенсий и социальной помощи лицам, которые находятся на территориях, подконтрольных незаконным вооруженным формированием (дальше – НВФ), с целью создания дополнительной нагрузки на Государственный бюджет Украины и направления полученных средств на потребности НВФ т.н. "ДНР"/"ЛНР".
На сегодняшний день РФ принимает активные меры относительно сохранения и увеличения присутствия в банковском секторе экономики Украины, на энергетическом рынке, объектах критической инфраструктуры, наращивания долговых обязательств государственных компаний за энергоносители, проявляет направление к землям сельскохозяйственного назначения, недр Украины, сведений с ограниченным доступом.
Часть ресурсов бизнес-структур прямо или опосредствовано подконтрольных государственным органам РФ, в отечественной банковской системе составляет 20%, а на страховом рынке – 13%.
Во время поглощения отечественных субъектов ведения хозяйства Россия пытается завладеть их ведущими технологиями и объектами интеллектуальной собственности с последующим их внедрением в интересах российской экономики.
В газовой сфере с позиций ОАО "Газпром" применяются схемы прямого и опосредствованного влияния на ПАО "НАК "Нефтегаз Украины" путем последовательного увеличения долговых обязательств государственной компании за невыполнение условий контракта относительно снабжения российского природного газа.
Отечественные объекты атомно-энергетической сферы находятся в критической зависимости от поставок российского ядерного топлива и необходимости вывоза отработанного топлива в РФ на временное хранение, которое может использоваться страной-агрессором как рычаги политического и экономического давления на Украину.
Российские финансово-промышленные группы (далее – ФПГ), которые контролируют деятельность 12 украинских энергораспределительных компаний, принимают целенаправленные меры относительно завладения оставшимися активами украинских предприятий в этой отрасли.
Фиксируются устойчивые устремления российской стороны (ПАО "Аэрофлот российские авиалинии") к сведениям с ограниченным доступом в сфере авиаперевозок с целью нанесения вреда транзитному потенциалу нашего государства и устранению Украины с международного рынка.
Блокировка подконтрольными РФ компаниями-монополистами на рынке услуг водного транспорта Украины путем внесения изменений в действующее законодательство относительно совершенствования государственной тарифной политики в отмеченной сфере приводит к ослаблению пограничного и таможенного режимов в речных портах, последующих необоснованных расходов государственного бюджета Украины на обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях Украины.
Активизировали свою деятельность созданные при участии российского капитала субъекты ведения хозяйства в сфере ремонта и строительства автомобильных дорог на территории Украины, которые подозреваются в причастности к финансированию террористической деятельности.
Монополизация российскими ФПГ около 90% отечественного сегмента сотовой связи, телекоммуникационной сферы и сферы ІТ-технологий позволяет им внедрять необоснованно завышенные тарифы на услуги, навязывать украинским потребителям невыгодные условия, формировать выгодную для России общественно-политическую мысль для расшатывания действующей вертикали власти в Украине..."
Далее:
"С учетом начатой агрессии РФ против Украины перед органами и подразделениями СБ Украины на 2015 год поставлены приоритетные задачи контрразведывательной защиты интересов государства, прежде всего в сфере экономической безопасности, при выполнении которых основные усилия направлялись на предотвращение иностранной экспансии, недопущение потери энергетической независимости Украины, локализацию противоправной деятельности иностранных ФПГ и региональных групп влиянию во вред национальным интересам Украины в стратегических отраслях хозяйства.
Благодаря реализованным ГУ КЗЭ и региональными органами СБ Украины мероприятиям уменьшена часть российского присутствия в отечественной экономике и блокированы действия РФ по последующей экспансии.
В частности, в сравнении с 2013 годом на сегодняшний день удалось снизить присутствие РФ в лотерейной деятельности на 90%, фондовом рынке - с 40% до 20%, страховом секторе - с 17% до 13%, поставках оборудования для отечественных АЭС - с 34% до 10%, импорте продовольственной группы товаров - с 12% до 7%, грузовых железнодорожных перевозках - с 28% до 7% и авиационных перевозках - с 3% до 0%.
Через национальный банк Украины инициировано применение ограничительных мер к банкам с российским капиталом путем разработки совместно с государственным регулятором их финансовых планов, которыми предусмотрено постепенное уменьшение (на 20-40%) размера кредитного портфеля, который приведет к свертыванию их деятельности на Украине.
Инициировано перекредитование стратегически важных предприятий и перевода их счетов и зарплатных проектов в государственные банки. Заблокирована попытка российских компаний ("РУСАЛ", ФПГ "Базовый элемент") снизить обороноспособность Украины путем вывоза оборудования государственных стратегических предприятий ("Запорожский производственный алюминиевый комбинат", "Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе"), завладеть документацией оборонного характера с ограниченным доступом.
В течение 2015-2016 годов из незаконного владения российским бизнесом возвращено в государственную собственность акций и имущества стратегически важных объектов общей стоимостью около 2,4 млрд грн.
Прекращена внешнеэкономическая деятельность 252 субъектов РФ, в санкционный список включено 36 российских организаций. Аннулированы лицензии на осуществление страховой деятельности 4 компаний, которые контролируются российским капиталом.
Запрещен сроком на 3-5 лет въезд на территорию Украины 24 гражданам РФ из числа топа-менеджмента, которые своими действиями создавали угрозу экономической безопасности государства, в частности принимали меры относительно выведения из эксплуатации и отчуждения предприятий, демонтажа и вывоза за границу их оборудования и тому подобное.
В рамках специальной операции "ПЕНСИЯ ПАТРИОТАМ" перекрыт созданный российскими спецслужбами канал финансирования НВФ через механизм безосновательного возмещения из государственного бюджета Украины социальных выплат на сумму свыше 1 млрд грн. ежемесячно. На основании добытых во время спецоперации сведений начаты досудебные расследования в рамках 46 уголовных производств, наложен арест и изъято 14 млн росс.руб., 4 млн грн., 10 тыс.евро, 878 тыс.долларов США, а также 249 платежных карточек, с которых наличность конвертировалась в российские рубли и доллары США.
Целенаправленное принятие Правительством мер по прекращению снабжения российскими коммерческими структурами в Украине промышленной продукции с последующим замещением ее отечественными конкурентоспособными аналогами.
В частности, не допущены закупки у субъектов РФ товарно-материальных ценностей на сумму около 370 млн грн, начислено к уплате в бюджет платежей на сумму свыше 315 млн грн, уменьшены налоговые обязательства на сумму 532,5 млн грн и предупреждено нанесение экономических убытков государству на 84 млн грн.
Совместно с УСБУ в Запорожской и Харьковской областях прекращено снабжение по завышенным ценам российских запасных частей для потребностей отечественной железнодорожной отрасли и утечка в Россию украинской высоколиквидной продукции военного назначения. Трое причастных к этому руководителей поставлены в известность о подозрении в совершении уголовных преступлений.
Через СНБО Украины введен запрет на осуществление грузовых железнодорожных перевозок ведущему российскому экспедитору ОАО "Первая грузовая компания" (объем на отечественном рынке составлял 5%), за перевозку военных грузов в АР Крым и отдельные районы Донецкой и Луганской областей, а также на воздушное соединение из/в Украину 30 российским авиакомпаниям, нарушившие правила выполнения полетов в воздушном пространстве Украины над АР Крым, а также ограничены все транзитные полеты российских гражданских воздушных судов в воздушном пространстве Украины".
Однако почему-то украинская экономика как-то ещё продолжала работать, и СБУ, разумеется, напряжённо думала, как сделать ситуацию хуже под соусом "антивражеской" пропаганды:
"В то же время, невзирая на принятые меры и достигнутые результаты, имеются и проблемные вопросы в организации работы по противодействию российской экономической экспансии.
В частности, требуют улучшения мероприятия проводимые Главным управлением контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности по координации оперативно служебной деятельности подразделений Центрального управления СБ Украины по применению специальных экономических санкций и других ограничительных мер к российским физическим и юридическим лицам.
Имеются случаи не направления региональными органами (УСБУ в Житомирской, Запорожской, Одесской, Полтавской, Херсонской, Хмельницкой и Черновицкой областях) в ГУ КЗЭ представлений относительно применения санкций в соответствии со ст. 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности". Материалы, которые поступают из УСБУ в Ровенской и Черниговской областей свидетельствуют о неполном изучении обстоятельств совершения правонарушений и некачественной их проверке, что не позволяет принимать окончательное решение и инициировать применение ограничительных мер относительно субъекта ВЭД.
Результаты подразделений КЗЭ по выявлению агентуры и кадровых сотрудников спецслужб РФ в российских и афиллированных с РФ бизнес-структурах, которые осуществляют подрывную деятельность на территории Украины являются недостаточными. Мероприятия по контрразведывательному поиску по указанным направлениям нуждаются в существенной активизации.
Не уделяется надлежащего внимания контрразведывательному сопровождению деятельности бюджетообразующих предприятий с российским капиталом с целью выявления предпосылок к нанесению вреда экономической безопасности Украины и своевременного применения комплекса соответствующих мер противодействия.
УСБУ в Житомирской, Одесской, Сумской и Черкасской областях необходимо усилить оперативный контроль за процессом отказа предприятий, организаций и учреждений от обслуживания в банках с российским капиталом.
Требует корректирования организация работы по противодействию негативному влиянию представителей ФПГ "Энергетический Стандарт" в энергетическом секторе (УСБУ в Винницкой и Луганской областях) и в машиностроительной отрасли (УСБУ в Запорожской и Сумской областях).
Усовершенствования требует организация работы УСБУ в Запорожской, Ровенской и Хмельницкий областях по контрразведывательному сопровождению процесса минимизации поставок энергетического оборудования российского производства для потребностей отечественных атомных электростанций, а также мониторинга деятельности представителей Всемирной ассоциации операторов АЭС – Московский центр на ядерных объектах Украины.
Нуждается в активизации деятельность УСБУ в Житомирской, Кировоградской, Одесской, Ровенской и Херсонской областях по выявлению и пресечению фактов злоупотребления подконтрольными РФ энергораспределительными компаниями монопольным положением, завышение ими тарифов на передачу и снабжение электрической энергии.
В целом результаты оперативно служебной деятельности УСБУ в Одесской и Херсонской областях по противодействию российской экономической экспансии в Украине неадекватны развитию оперативной обстановки, которая свидетельствует о необходимости принятия соответствующих управленческих и кадровых решений на этом участке контрразведывательной деятельности".
В конце концов, коллегия решила, что УСБУ в Одесской и Херсонской областях до сих пор не разрушили экономику в своих регионах и признала их работу "неудовлетворительной". А заместителя начальника УСБУ в Херсонской области подполковника Вихора М.А. вообще признали "не соответствующим должности".
Далее в приказной части коллегия СБУ наметила чёткие и конкретные направления работы по введению экономики Украины в решающий, бесповоротный и окончательный коллапс. Даже поверхностный анализ этого документа свидетельствует, что киевский режим окончательно встал на путь полного и бесповоротного превращения территории Украины в гигантский концентрационный лагерь, где население будет уничтожаться при помощи организации катастрофического разгрома экономики. Задача окончательного разрыва экономики Украины с Россией возложена на Службу безопасности Украины, которая, таким образом, подтвердила, что является филиалом Центрального разведывательного управления США.
Напомним, что на первое полугодие 2017 года госдолг Украины увеличился на $4 млрд и достиг рекордных $75 млрд. В среднем на каждого украинца, включая новорожденных, приходится долг в размере $1,77 тыс. При этом, в 2017 году только на погашение процентов по долгам Украины уйдет больше, чем на финансирование всей украинской медицины. 13 июля режим снова увеличил предельный размер госдолга - до 84,4% ВВП. За четыре года, прошедшие после начала на Украине "евромайдана", тарифы на коммунальные услуги подорожали от 2,5 до 11 раз. При этом средневзвешенное подорожание тарифов составило 5,5 раз, а оплата коммунальных услуг даже в Киеве стала стоить около трети средней зарплаты.