Развитие человеческого капитала стало главной темой Форума ректоров России и Казахстана, который прошел сегодня в Челябинске. По мнению участников встречи, ядром человеческого капитала является человек образованный. И именно тот, кто сможет развить более передовой человеческий капитал, станет победителем в будущем. В связи с этим и Россия, и Казахстан заинтересованы не только в том, чтобы сохранить и развивать свою талантливую молодежь, но и привлекать перспективных иностранных студентов.
На сегодняшний день в Российской Федерации обучается 273 тыс. иностранных студентов, а к 2020 году их количество планируется увеличить вдвое. Казахстан также хочет стать образовательным центром для привлечения студентов из Индии, Китая, Пакистана, Турции, Египта и России. И для этого страна готова не только внедрять современные образовательные программы и привлекать зарубежных специалистов, но и переходить на обучение на английском языке, передает корреспондент Накануне.RU
Встреча ректоров двух стран прошла в рамках XIV форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Открывая мероприятия, полпред президента в УрФО Игорь Холманских подчеркнул, что страны связывают тесные культурно-исторические связи.
"И сегодня экономики наших стран тесно связаны друг с другом. Мы вместе выстраиваем общую транспортную инфраструктуру, углубляем технологическую кооперацию. В этой связи расширение сотрудничества между Россией и Казахстаном в сфере образования и науки играет первостепенное значение. Казахстан является одним из ключевых партнеров наших университетов. В качестве направлений данного сотрудничества выступает разработка и обмен учебной и методической литературой, академический обмен преподавателями, студентами, магистрантами, реализация совместных проектов", - подчеркнул он.
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский отметил, что на Южном Урале обучается более 5,5 тыс. иностранных студентов, из них 3 тыс. жители Казахстана.
"В процессе нашего межрегионального сотрудничества мы максимально задействуем образовательный потенциал нашей территории, между вузами Челябинской области и республикой Казахстан уже давно налажены связи. У нас и казахстанских коллег во многом сходные условия в экономике, в сфере науки и культуры, здравоохранении. Наши образовательные программы востребованы по обе стороны границы. При этом мы хорошо понимаем важность взаимодополняемых компетенций в научно-образовательной сфере и стремимся к постоянному обмену опытом и образовательными технологиями", - сообщил он.
Среди перспектив глава области отметил развитие дистанционного обучения, создание общего цифрового образовательного пространства, а также сотрудничество в инновационной сфере и науке.
Об инновациях в сфере образования рассказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Так, в 2019 году в России на базе 50 вузов будут созданы центры инновационного, технологического и социального развития, а к 2020 году страна должна осуществить прорыв в доступности отечественного онлайн-образования.
"Человеческий капитал - это прежде всего совокупность знаний, умений. При этом ядром человеческого капитала был, есть и будет человек образованный, созидательный, инициативный, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний. Развитие человеческого капитала неразрывно связано с образованием. Важнейшая роль в этом процессе отдана системе высшего образования. Сегодня требования к российскому вузу очень высоки: он должен действовать в качестве образовательного и научного центра, он должен быть центром талантливой молодежи", - считает глава Минобра.
Она заявила о необходимости развития онлайн-обучения, его доступности для всех граждан. Для этого в России создадут единый образовательный портал, где каждый пользователь по принципу "одного окна" получит доступ ко всем онлайн-курсам.
"Для реализации этого проекта к 2020 году мы планируем вместе с нашими вузами разработать 35 тыс. онлайн-курсов, на которых будут обучаться примерно 6 млн человек", - отметила Васильева.
Для развития человеческого капитала России необходимо не только удержать свою талантливую молодежь, но и привлечь перспективных иностранных студентов. Для этого министерство запустило два проекта – "Глобальное образование" и "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". В рамках первой программы государство выделяет средства на обучение российских студентов за рубежом, взамен участник после обучения должен отработать не менее трех лет на российских предприятиях. Стоимость одного гранта – 2,7 млн руб. Программу продлили до 2025 года и увеличили квоту на 25%.
"За время реализации программы мы вручили 516 грантов на обучение в ведущих вузах Великобритании, Германии, США, Австралии, Италии, Швеции. На сегодняшний день завершили обучение 48 участников, они все трудоустроены на российских предприятиях. В этом году мы ожидаем возвращение 117 участников", - рассказала Ольга Васильева.
Что касается иностранных студентов, их на сегодняшний день в стране обучается 273 тыс. К 2020 году государство хочет увеличить их число до 550 тыс. человек. При этом студентов из Казахстана в России обучается 70 тыс. человек.
В человеческом капитале заинтересованы и в Казахстане. Как рассказал министр образования и науки республики Казахстан Ерлан Сагадиев, основные принципы развития образования в стране – это национальная грамотность, интернационализация и обхват.
По его словам, в 2019 году в стране будут создаваться нулевые классы. "Освоение информации обратно пропорционально возрасту, это доказано наукой. Начинать никогда не рано. Для нас важно выровнять уровень ребенка, который идет в первый класс", - отметил он.
Принцип национальной грамотности в Казахстане подразумевает внедрение новых образовательных программ, основанных на критическом мышлении. Кроме того, обучение в стране будет осуществляться на трех языках – казахском, русском и английском.
"Будущее казахстанцев в свободном владении родным казахским, русским и английским языками. С прошлого года русский язык преподается с первого класса. С 2019 года мы дополнительно планируем в школах ведение одного предмета на русском языке. В результате в 100% школах будут владеть русским языком на высоком предметном уровне. С 2019 года мы переводим преподавание некоторых научных предметов в 10 и 11 классах на английский язык. С 2020 года основная масса научных дисциплин будет преподаваться на английском. Учебники у нас готовы, мы начали апробацию учителей. 85% нашего населения хотят, чтобы их дети свободно владели и английским языком", - подчеркнул Ерлан Сагадиев.
В планах Казахстана - стать образовательным центром для привлечения перспективных студентов из Индии, Китая, Пакистана, Турции, Египта и России. Для этого планируется внедрять современные образовательные программы, привлекать зарубежных специалистов в вузы и переходить на обучение на английском языке. Также в ходе форума Ерлан Сагадиев призвал открывать в Казахстане филиалы лучших российских вузов, для этого власти даже готовы выделять гранты.
Также казахстанская сторона призвала к научной кооперации. Среди интересных направлений министр отметил: сельское хозяйство, кибербезопасность, ядерную физику и космос.
"Мы убеждены, что надо развивать образование в тесном сотрудничестве, мы готовы ко всем видам кооперации между министерствами, университетами, школами", - заключил он.