"Аэрофлот" сообщил об отмене 30 и задержке еще 35 рейсов из Москвы 4 декабря "в связи с прогнозом неблагоприятных метеоусловий" в Шереметьево.
Средняя задержка составила четыре часа, пассажиры отмененных рейсов перевозятся "последующими". Перевозчик оповещает их через центр бронирования и информации, а прибывших на регистрацию обещает обеспечить "всем необходимым в соответствии с Федеральными авиационными правилами и стандартами "Аэрофлота".
Проблемы с рейсами "Аэрофлота" начались накануне вечером. Тогда, с одной стороны, в Москве завершилась церемония жеребьевки чемпионата мира по футболу 2018, на которую в столицу прибыли десятки ключевых функционеров мирового спорта и звезд футбола, а с другой — Гидрометцентр объявил в регионе желтый уровень опасности (выпало до 20% месячной нормы осадков).
В этот день Шереметьево обслуживало всего 20 взлетов-посадок в час вместо стандартных 45. Но в других аэропортах проблем не было. С вечера 1 декабря и до утра 2 декабря в Шереметьево задержаны на два и более часов 50 рейсов, а в Домодедово и Внуково — по одному рейсу. Шесть рейсов в Домодедово ушли на запасные аэродромы.
По данным "Аэрофлота", 1 декабря были задержаны около 40 рейсов, 2 декабря — 58 рейсов и 20 отменены. В целом за выходные задержаны более 200 рейсов. Вечером 1 декабря в соцсетях пассажиры сообщали о многочасовых задержках, при которых их не выпускали из самолетов.
В "Аэрофлот" поясняют, что командиры воздушных судов "постоянно ожидали от диспетчеров Шереметьево разрешения на буксировку со стоянки, запуск двигателей, руление". Аэропорт, по мнению "Аэрофлота", "зависел от загруженности воздушного движения — разрешение на запуск могли дать в любую минуту или через час, поэтому пассажиров не высаживали". На борту, отмечают в компании, предоставляли напитки, но разогревать питание было нельзя. В Шереметьево подчеркнули, что самолеты вылетали "в установленном порядке без приоритетов для участников жеребьевки", а аэродромная служба аэропорта "одна из наиболее эффективных в РФ".
По версии Шереметьево, там не могли дать точную информацию о вылете рейса, так как действовали "в сложнейших метеоусловиях по фактической погоде и в рамках ограничений пропускной способности по вылету, которые на три часа ввело ФГУП по ОрВД".
Проблемы у "Аэрофлота" в декабре возникают не впервые. Год назад авиакомпания отменяла сотни и задерживала десятки рейсов также со ссылкой на метеоусловия и "инфраструктурные ограничения". В Шереметьево две взаимозависимые ВПП, во время посадки самолета другой борт должен ожидать вылета. Впрочем, остальные авиакомпании, работающие в Шереметьево, о проблемах с операциями не сообщают. Исполнительный директор "Авиапорт" Олег Пантелеев добавляет, что на аэродроме Шереметьево идут работы по строительству южного терминального комплекса и третьей полосы, в связи с чем часть рулежных дорожек заблокирована, и это "создает неразрешимые проблемы для работы в условиях пиковых нагрузок и интенсивных снегопадов" вплоть до завершения реконструкции. Внуково и Домодедово пока работают штатно.
Исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов отмечает, что теоретически последствия задержек для "Аэрофлота" могут быть серьезными: согласно Монреальской конвенции, к которой РФ недавно присоединилась, компенсация пассажиру за задержку международного рейса может достигать 344 тыс. руб. Но, уточняет эксперт, "сумма вряд ли будет выплачена, если задержка произошла из-за обстоятельств непреодолимой силы или причин, не зависящих от перевозчика, например, погодных условий", пишет газета "Коммерсант".