Откуда на самом деле берется грязь на улицах Екатеринбурга? Сегодня на специальной пресс-конференции на этот вопрос ответили председатель комитета по экологии и природопользованию администрации города Егор Свалов, заместитель директора по научным вопросам Института промышленной экологии УрО РАН Илья Ярмошенко и научный сотрудник Института промышленной экологии УрО РАН Андриан Селезнев, передает корреспондент Накануне.RU. К обсуждению присоединился также мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
Администрация Екатеринбурга этой весной объявила конкурс на исследование городской грязи, работу выполняли ученые Уральского отделения РАН. 1 млн 800 тыс руб. было потрачено на исследование, которое длилось почти год и состоит из 363 страниц. Специалисты "накидали" ряд вопросов.
"Это первое подобное исследование в России. Мы учли все, что сделали до нас. В городском сообществе было много вопросов, жители готовы были бороться с проблемой. Я очень рад, что это произошло, надо идти дальше", - отметил Ройзман, к слову, известный своими высказываниями о "грязи в душе" екатеринбуржцев.
Комитет по экологии был "зачинщиком" этого мероприятия.
"Четыре сезона рассмотрели, улицы Смазчиков, Краснолесье, Родонитовая, Фрунзе, Маршала Жукова, площадки по всей территории города. Брали пробы воздуха, снега, пыли. Ставили задачу - изучить все возможные составляющие среды. Подобрав финансирование, можно реализовать проект", - рассказал Егор Свалов.
А Илья Ярмошенко рассказал о рекомендациях и выводах, к которым пришли ученые.
"Было взято порядка 90 проб грязевых осадков, провели ряд анализов. Грануломический анализ показал самые точные результаты. Объем работ был большой. Екатеринбург - город с интенсивной антропогенной нагрузкой. Из 100 машин пять стоит во дворах. Основная часть в городе вне дворовых площадок", - рассказал Ярмошенко.
По его словам, Екатеринбург - один из самых суровых городов России по климату, и снегогрязевая пульпа (смесь снега, грязи и пыли) скапливается во многих дворах и не вывозится своевременно. Три четверти грязевого осадка в городе составляют строительные материалы и другие минеральные вещества.
"Нет профессионального газона в городе. Растет там только то, что растет", - пояснил Ярмошенко.
По его данным, наблюдается распределение тяжелых металлов по функциональным зонам микроландшафта. Свинец сосредоточен в грунте на газонах, а никель - в дорожной пыли. Главная проблема - абразия дорожных покрытий, разнос твердого материала с мест неорганизованных парковок, разнос грунта с нарушенных участков и разнос строительной пыли от материалов. По результатам исследования, 80 кг минеральной пыли и 190 г другого твердого осадка приходится на одного человека.
Специалисты предлагают повысить требования к качеству уборки территорий, запланировать работы по восстановлению покрытий, разработать рекомендации по содержанию газонов и разработать технологии производства асфальтовых покрытий и производства зимних шин. Отдельное внимание - убрать машины из дворов, уменьшить нагрузку на внутридворовые пространства и удалить накопившийся грязевой осадок с территорий жилых кварталов.
"Содержание газонов в городе - занятие очень дорогое и хлопотное, и нет специалистов. Наиболее загрязнены дворовые пространства. Вся ответственность на нас", - отметил Ройзман.
Представители мэрии заверили, что Екатеринбург убирается лучше, чем другие города, но все упирается в бюджет. Для эксперимента было выбрано шесть площадок, и в новых районах уборка лучше. Есть проблема - со дворов не вывозят снег. Мэрия будет требовать от УК, чтобы его убирали.
"В Екатеринбурге все нормально. Лучше, чем в Перми. Будем стараться и делать", - пообещал Ройзман, добавив, что как только выпадает снег, на газоны встают машины.
По мнению Егора Свалова, ГИБДД здесь ничего сделать не может. Эксперты призвали жителей и администрацию "посмотреть на ситуацию с другой стороны и более глубоко".