В Екатеринбурге 11 февраля состоялась презентация книги известного исламоведа Романа Силантьева "Ислам. Пособие для православных миссионеров". Несмотря на название, книга адресована не только лицам духовного звания, ведущим просветительскую работу, она также может быть полезна широкому кругу читателей, так как, по словам эксперта, "необходимо знать, с кем вы живёте", передает корреспондент Накануне.RU.
В первой части книги даётся описание ислама с точки зрения самих мусульман, конечно, не всего, а базовых частей вероучения.
Тот ислам, что был 100 или 200 лет назад, от нынешнего ислама очень сильно отличается. И сейчас очень быстро происходят изменения. Например, ещё пять лет назад никто не знал об "Исламском государстве" (террористическая организация запрещена в РФ), а сейчас оно считается самой зловещей структурой в мире. А ещё через пять лет может случиться так, что забудут и о нём, и место ИГ займёт ещё более страшная структура. И это может продолжаться достаточно долго. И нужно чётко понимать, что в исламе указано, как различить мусульманина традиционного от нетрадиционного, ведь нередко возникает такая необходимость, когда православные священники, чиновники, правоохранители сталкиваются с тем, что именем ислама прикрываются различные люди и нередко такие люди оказываются не совсем законопослушными. В прошлом году целый ряд мусульманских духовных лиц стали фигурантами уголовных дел, один бежал в Швецию и объявлен в розыск, двое получили судимости, кроме того, сажают и за наркотики и за пособничество терроризму.
Поэтому нужно хорошо представлять себе, как выглядит сейчас ислам, отмечает эксперт.
Один из критериев традиционного ислама – это готовность защищать свою страну.
Но в данной религии практически каждый богослов трактует ислам уникальным образом. В РФ сейчас есть около ста муфтиев, 65 общин и семь юрисдикций, которые не делят территории подобно православным епархиям, а существуют параллельно, известны случаи, когда в одном населённом пункте есть несколько мечетей и при этом все они относятся к различным юрисдикциям. Свердловская область при этом – лидер по количеству юрисдикций в отдельно взятом регионе. Сейчас в области действуют семь мусульманских юрисдикций, самая крупная из них – это юрисдикция Центрального духовного управления мусульман России. Некоторые общины отличаются ухудшенной репутацией, хотя об этом и не всегда можно прочитать в документах Минюста. И даже наличие официального статуса ещё ни о чём не говорит и ничего не гарантирует. Некоторые организации не только выступают рассадниками ваххабизма, но и порой торговли наркотиками.
Известны случаи, когда в некоторых местах лишения свободы ваххабиты начинают выступать вместо уголовных авторитетов и сами начинают общаться с администрацией. Возникают так называемые зелёные зоны. "Нормальному человеку в такой зоне будет непросто", – сказал эксперт.
Сейчас ситуация в регионе начинает понемногу выправляться, культовые места ваххабитотв в Свердловской области закрывают, в одной из бывших таких мечетей проходит съезд традиционалистов. Ещё лет 15 – 20 назад всё было не так, ваххабиты захватывали традиционные мечети. Сейчас их влияние и число общин уменьшается.
Роман Силантьев разоблачил также распространённое заблуждение о том, что ислам - это молодая и набирающая силу религия, тогда как христианство и, в частности, православие, якобы постоянно сдаёт свои позиции. Сейчас в стране насчитывается примерно 15,5 миллионов мусульман, однако действительно верующих среди них гораздо меньше. Значительная часть новообращённых магометан – это женщины, выходящие замуж за мусульман. Что же до позитивного примера новообращённого русского мусульманина – то отыскать его среди политиков, известных спортсменов или деятелей культуры почти невозможно.