Несколько дней остается до премьеры на ТНТ сериала "Адаптация", рассказывающего о внедрившемся в "Газпром" американском шпионе, желающем узнать секрет технологии, которая может "похоронить" экономику США. Основные события разворачиваются на Ямале, в Ноябрьске, который глазами пришельца из другой культуры показан уж если не захолустьем, то уж точно невзрачным городом. Русский север снимали в Мурманской области, однако создатели уверяют, что события в сериале могли произойти в любой точке страны. О том, что маленький ямальский город должен быть благодарен московским корифеям за рекламу, а также о том, что русские и американцы – "разделенная исторически единая нация", рассказал в интервью Накануне.RU режиссер "Адаптации" Федор Стуков.
Вопрос: Как вы придумали концепцию сериала? Как она развивалась до своего окончательного варианта?
Федор Стуков: Мы хотели рассказать человеческую историю о дружбе, любви, предательстве, порой надуманной ненависти. Наша задача – рассказать, что в наше время, когда мир, условно или нет, разделен на границы. Везде живут одинаковые люди с одними и теми же проблемами, и даже самый лютый враг, если к нему относиться не как к врагу, может стать крепким другом, и наоборот. Сериал – жизненная история, по жанру – шпионский комедийный детектив, но концепции это не меняет.
Вопрос: Почему сюжет – внедрение американского шпиона в газовую компанию? Как пришли к такой идее?
Федор Стуков: Мы хотели, чтобы у зрителя не было ощущения, что то, что он видит на экране, - совсем уж невероятная история. Задача была – чтобы сложилось ощущение, что это может быть в жизни. От этого все события сериала звучат острее, смешнее. Сейчас уже можно сказать, почему он внедряется в "Газпром", – в компании разработали новую технологию, если ее внедрят, то для Америки это станет большой проблемой. Вот шпион туда и внедряется, чтобы ее выведать. Такова завязка.
Вопрос: Шпионские сюжеты – благодатная почва в сегодняшней ТВ-индустрии? Чем объясните такое внимание к теме?
Федор Стуков: Можно говорить о том, что волнует нас, а что – американцев. У них был сериал о советских шпионах в 1980-е годы в Америке. Можно вспомнить Джеймса Бонда, это благодатная и интересная тема. Она понравится и мужчинам, и женщинам, и парням, и девушкам: у Бонда должна быть красивая женщина, эту традицию мы выполнили.
Хочется работать в разных жанрах. Компания, которая сделала этот сериал, работала в разных жанрах – "Сладкая жизнь", это была драма, "Физрук" был ситкомом. Это кино для всех, оно получалось народным. Здесь нам тоже хотелось получить удовольствие, поработать в другом жанре. Есть и комедия, и шпионские моменты.
Вопрос: Как считаете, действительно есть шпионское противостояние между нашими странами?
Федор Стуков: Думаю, есть такое, о чем мы не знаем, да и никогда не узнаем. Противостояния идут тысячелетиями. Вполне возможно, борьба и продолжается, мало ли, что завтра случится. Мы использовали правдивые вещи: шпион со своим куратором общается через чат онлайн-шутера, и это правда: американцы создали один из самых успешных проектов, чтобы их агенты могли общаться в его чатах, поскольку они не отслеживаются.
Вопрос: Изучали ли другие сериалы про шпионов последнего времени – наши или зарубежные? Какие вам понравились?
Федор Стуков: Не то, что изучал, думаю, каждому сценаристу это интересно. Я смотрел все шпионские фильмы последнего времени, хотя их не так много.
Вопрос: Кто разрабатывал идею сериала помимо вас?
Федор Стуков: Была целая команда – в частности, Антон Щукин, Максим Паршин, Павел Кривчик. Мы долго, больше года точно, работали над сценарием, и только когда он был практически идеальным, мы приступили к работе.
Вопрос: Вы или кто-то из съемочной команды были на Ямале, изучали Ноябрьск? Почему для съемок выбрали Мурманскую область?
Федор Стуков: Мы направляли туда съемочные группы, но, на самом деле, это могло случиться где угодно. Работа шла не над географической или туристической программой. Часто так бывает, что те же американцы снимают не всегда там, где, по сценарию, идут события. Очень большой процент фильмов снят в Канаде, Болгарии, Венгрии.
Мы изучали быт, в какой-то момент у нас начинается вестерн, и там вместо индейцев появляются представители коренного народа. Но это не серьезный документальный фильм, а легкая комедия. Была задача показать, что есть народы, которые живут в более жестких погодных условиях, чем мы, избалованные цивилизацией. У них – другие правила, есть взаимовыручка, дружба. Россия – не только Москва, а разные места, которые не похожи друг на друга.
Вопрос: В вашем сериале люди "водку пьют, как воду", а интернет в баре хорошо работает только в одной из кабинок туалета. Ноябряне вот приняли близко к сердцу. Что вы можете сказать им в ответ?
Федор Стуков: Часто бывает так, что до выхода продукта люди по нарезке делают выводы. Я прошу ноябрян не торопиться, они, посмотрев сериал, останутся довольны. Никто город не обижает, интернет в туалете и водка как вода могут относиться к любому месту у России, в том числе и к Москве.
Вопрос: Выходит, вы не согласны с тем, что в сериале русская глубинка глазами американца выглядит слишком уж невзрачно?
Федор Стуков: У нас не только в ямальском городе идут события. Я не знаю, почему такой вывод сделан. Глубинка, может, необычна глазами американца, забавна, непривычна, но уж никак не невзрачна.
Вопрос: В таком случае, ждать ли в сериале реалий политической жизни Ямала и Ноябрьска? Например, город "прославился" делом "кокаинового" чиновника, который "под кайфом" принимал важные решения и подписывал бумаги. Или на месте Ноябрьска могла быть любая другая нефтегазовая житница страны?
Федор Стуков: Ноябрьск – собирательный образ, не географический атлас. Тут могла быть любая точка. Вот такие общие вещи, которые могли быть где угодно, мы и решили собрать в маленьком городе. Если вы спросите у россиян, где находится Ноябрьск, то после сериала вам это каждый первый скажет.
Вопрос: Что вы готовы сказать тем, кто критикует сериал?
Федор Стуков: Никто сериала не смотрел. Всем, кто критикует его, я советую "Адаптацию" посмотреть, а потом уже делать выводы.
Вопрос: Почему посоветуете посмотреть сериал всем, включая тех, кто живет на Ямале и в Ноябрьске?
Федор Стуков: Тут уж как получится. Если продукт хорош – его будут смотреть, если плох – то ничего не поделаешь. Есть ощущение, что мы поработали хорошо. Мы отдали сериалу душу, силы. Просматривая материал, понимаю, мне нравится, что мы сделали: получилась непростая история, там есть и над чем посмеяться, и о чем подумать. Но этот рассказ – не о "Газпроме" или Ноябрьске, а о России, мире, противостоянии двух разных, но совершенно одинаковых цивилизаций, которые почему-то исторически разделены.
Сериал будет выходить с 6 февраля в 20.00 на ТНТ.