Интерес к разговорам о роли курса российского рубля в экономике страны вновь активизировался после недавнего заявления Минфина о покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Тем самым бюджетные власти некоторым образом "перехватили" функции денежных властей - Центробанка, который сегодня отошел от регулирования курса. При этом эксперты в области денежно-кредитной политики считают, что и "в руках" у ЦБ есть механизмы позитивного воздействия на курс рубля - например, снижение процентной ставки. О том, в каком состоянии находится денежный рынок и какие способы его улучшить сегодня существуют, читайте в материале Накануне.RU.
Ситуация, в которой находится сегодняшняя экономика, резко отличается от той, что была в предыдущие кризисы с потерей стабильности нацвалюты, считают эксперты отрасли.
База, на которой развивается нынешняя российская экономика, гораздо стабильнее: страна имеет положительное сальдо торгового баланса, не происходит краха банковской системы. "Но есть одна общая проблема - реакция экономики в разные кризисы на этот выпад. Когда появляется достаточно устойчивая валюта, то нужно приспособить весь ход хозяйственной жизни к этой ситуации. Наши экономические практики в финансовом и реальном секторе предпочитают требовать приспособить курс к их экономической ситуации. Не повысить производительность труда и конкурентоспособность, не вложить дополнительные инвестиции, воспользовавшись устойчивым курсом, а, наоборот, понизить курс, чтобы было удобнее жить. Это общая проблема для 1998, 2008, 2015 годов. У нас, как было при Николае II 30% производительности труда от европейских передовых стран, так и осталось. Разрыв сохраняется", - прокомментировал заведующий кафедрой финансов и кредита экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, экс-глава Центрального банка РФ Сергей Дубинин.
Ключевым отличием рассматриваемого периода от прошлых кризисов является иное состояние бюджета, как в части доходов, так и в части расходов, продолжил заведующий кафедрой "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, экс-заместитель председателя Центробанка РФ Константин Корищенко. "Когда произошло изменение конъюнктуры в 2014 году, оказалось, что при том наборе макроэкономических показателей, которые мы имеем, социальные обязательства государству выполнить сложно. Вместе с тем главным результатом девальвации рубля стало сохранение платежеспособности бюджета", - отметил он.
Попытку Минфина повлиять на стабильность курса рубля эксперты, в целом, оценивают позитивно, однако отмечают, что инструменты выбраны не вполне удачно. "Я пока не очень понимаю, почему нашими дополнительными доходами нельзя покрыть дефицит бюджета, а нужно их изъять, отложить куда-то в сторону, а пытаться финансировать дефицит из других источников. Если считать, что это некое политическое решение, то это означает, что мы хотим что-то простимулировать, но только что?" - задается вопросом Корищенко.
Инструментов воздействия на курс рубля не было с середины 2015 года, заметил в свою очередь первый заместитель директора Института экономики РАН Михаил Головнин. Центробанк в ходе последнего кризиса перешел к к свободно плавающему курсу рубля, формально "исключив" из своей регулярной политики этот фактор. При этом эксперт считает, что вмешиваться в динамику валютного курса нужно, хотя и уходить в сторону "жестких коридоров", по его мнению, тоже не следует. "Спад 2014 года длится до сих пор. На мой взгляд, Центробанк, позволив курсу резко упасть, допустил ошибку. Хотя инструменты иные были. К примеру, в 1998 году активно использовали ограничения на трансграничные движения капитала… Переход к совсем свободному движению капитала был преждевременный. Существует большое количество рыночных мер, которыми можно регулировать движение капитала", - сказал Головнин.
В условиях свободного колебания курс рубля в значительной степени определяется спекулятивными факторами, добавил эксперт. Чтобы сбить спекулятивный поток, и была предпринята попытка вербальной интервенции Минфина, согласился Дубинин. "Центробанк промолчал, но будет исполнять поручения Минфина. В результате получается ситуация, когда не впрямую, но власти настояли на неком отказе от провозглашенного принципа свободно плавающего валютного курса. Не знаю, дойдет ли дело до отказа от политики инфляционного таргетирования", - прокомментировал экс-глава ЦБ РФ. При этом сам он предположил, что полный отказ от плавающего рубля был бы вреден. "Свободный валютный курс дефлирует массу проблем в экономике. Автоматическая реакция рынка снимает угрозу обвала рубля", - отметил он. По его словам, стоит и дальше продолжать политику таргетирования инфляции и спокойно реагировать на появляющиеся на рынке флуктуации. "Но это трудно сделать: тогда страдают потоки доходов в бюджет. Кроме того, в этой ситуации бизнесу трудно строить долгосрочные прогнозы", - добавил Дубинин.
Для обеспечения стабильности курса действия Минфина по созданию дополнительного спроса на рынке в целом являются полезными. Такое мнение выразил руководитель направления анализа денежно-кредитной политики, банковской системы и финансовых рынков Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. Это позволит предотвратить резкие колебания курса в среднесрочном "разрезе". "Проблема в том, что мы, в силу низкой диверсификации экономики и ее невысокой конкурентоспособности, проходим через циклы крепкого и слабого платежного баланса. В этой ситуации среднесрочно имеет смысл подправлять тренды движения курса, и выход Минфина кажется вполне своевременным. Однако инструменты были выбраны не вполне удачно", - считает эксперт. Более эффективной, по его мнению, была бы реакция с точки зрения процентных ставок. В этой связи Солнцев рекомендовал ЦБ вернуться к своему функционалу и более "активно использовать процентные инструменты с точки зрения второго эффекта воздействия на динамику курса". "Сегодня порождают спекулятивный интерес и наши высокие процентные ставки. До той поры, пока они будут удерживаться на высоком уровне, будет нарастать спекулятивный поток, он будет выводить систему из равновесия", - согласился с тезисом Корищенко.
В целом эксперты выразили мнение, что время снижения ключевой ставки ЦБ пришло, и это решение регулятор мог бы принять на следующем совете директоров, дабы внести лепту в стабилизацию курса национальной валюты.