С вечера воскресенья политические события в Прикамье начали развиваться со стремительной скоростью. Сонных журналистов разбудил неожиданный "звоночек" в социальных сетях об экстренной пресс-конференции губернатора уже утром. Никто ничего не знал, не понимал и не подразумевал. Шутка ли: в ожидании главы региона с его срочным заявлением журналисты из его пула нехотя переговаривались о том, что, вероятно, Виктор Басаргин решил объявить о том, что Кремль выдал "добро" на избрание на второй срок. Кто-то размышлял вслух: дескать, это не похоже на формат отставки, вроде как нужна картинка на ТВ-экране губернатора президентом… Но не тут-то было.
А случилась отставка губернатора Виктора Басаргина. Он объявил о ней быстро, не без тревоги в глазах, с видом человека, проведшего пару бессонных ночей. Это было выступление без вопросов и отнюдь не триумфальное. По данным Накануне.RU, в эти выходные в Пермь пожаловал сотрудник Администрации президента, курирующий выборы.
И уже на следующий день, то есть сегодня, в край прибыл полпред президента в ПФО Михаил Бабич, которому надлежало представить назначенного накануне указом президента экс-начальника департамента экономического развития Москвы Максима Решетникова, пермяка по рождению, врио губернатора Пермского края.
Органный зал в Перми, где прикамским элитам представляли врио, давно уже является не только культурным учреждением, но и успешно совмещает роль государственного чиновничьего учреждения: здесь проходит инаугурация губернаторов, здесь же глава региона выступает со своим ежегодным посланием.
Стремительность событий прошедших двух дней ставила в легкий ступор даже бывалые чиновничьи структуры. Аккредитуя журналистов на событие, пресс-службы исполнительной и законодательной власти региона, к примеру, в последний момент получали информацию об ином формате процедуры из-за присутствия полпреда.
Члены краевого правительства испытывали разные эмоции по поводу назначения губернатора. Фото: "Бизнес-класс"
И вот полиция установила заградительные красные ленты по всем парковкам, окаймляющим административные здания прикамской власти. Народ начал прибывать в фойе органного зала существенно раньше назначенного времени. Каждому хотелось пошептаться. Но никто не решался говорить громко. Периодически то тут, то там раздавались дружеские похлопывания по спинам бывших и действующих соратников. Бессменный спикер заксобрания на протяжении долгих лет Николай Девяткин кому-то наотмашь подавал руку, обнимался. Тут же были главы муниципалитетов, даже директора совхозов из числа депутатов поселковых собраний. Сенаторы, министры. Действующие и бывшие.
Сюда пожаловали те, кто стал жертвой объявленного практически накануне собственной отставки Виктором Басаргиным первого этапа административной реформы, уволенные из краевой исполнительной власти чиновники и ныне не имеющие к ней никакого официального отношения: экс-премьер правительства Геннадий Тушнолобов, экс-глава администрации губернатора Анатолий Маховиков, бывший министр сельского хозяйства Иван Огородов, экс-министр культуры (в годы работы Чиркунова) региона Борис Мильграм.
В некоторых была заметна очевидная перемена настроения. Анатолий Маховиков, к примеру, выказывал отчаянные положительные эмоции, обнимаясь с бывшими коллегами, а Бориса Мильграма я впервые за последнее время увидела с улыбкой на устах. Да, кому-то назначение Максима Решетникова, по всей видимости, сулило новые надежды, а кому-то – ничего нового.
Последними прибывали силовики. Они – не сторонники пребывания на "тусовках" и обычно стараются приезжать за минуту-две.
Зал не уместил всех аккредитованных чиновников, общественных и духовных деятелей. Кто-то из них стоял в проходах, как на концерте любимого артиста. Отовсюду на сцену смотрели сотни глаз. И почти в каждом взгляде чувствовалось напряжение, которое перевешивало интерес.
Вдруг зал вздрогнул и встал: на сцену стремительно вышли: Виктор Басаргин, Михаил Бабич, Максим Решетников, спикер заксобрания Валерий Сухих и заняли свои места в президиуме. Зал тихо сел.
Михаил Бабич открыл церемонию. Говорил он уверенно, но с легкой небрежностью, которую подчеркивала суточная небритость и усталый вид полпреда.
"Сегодня действительно важный и торжественный день в Прикамье, связанный с тем, что накануне президент Владимир Владимирович Путин назначил врио губернатора Пермского края Максима Решетникова", - сказал он.
Бабич подчеркнул, что Решетникова все хорошо в регионе знают, что он работал как в команде Юрия Трутнева, так и в команде Олега Чиркунова, являвшихся предыдущими региональными лидерами.
Максим Решетников поблагодарил президента за оказанное доверие и заявил о своих приоритетах развивать здравоохранение, образование и социальную защиту, точь-в-точь повторив свой вчерашний спич президенту. Он коротко рассказал о себе, отметив основные этапы трудовой деятельности на госслужбе, последовавшей сразу после обучения в университете: администрация губернатора, Минрегион РФ, аппарат Правительства России и, наконец, мэрия Москвы.
Решетников значительно резонировал своим видом на фоне всех оказавшихся рядом чиновников: молодой, спортивный, высокий, стройный, в темно-синем дорогом костюме, являя собой новый тренд в государственном управлении России.
Когда было предоставлено слово Виктору Басаргину, он не спеша вышел за трибуну, словно подчеркивая значимость момента, который он, безусловно, очень непросто переживает. Что и говорить, но есть в облике Виктора Федоровича что-то артистичное. Так и тут – во всех его движениях, мимике, жестах присутствовал оттенок легкой грусти. Каждое слово еще вчерашний губернатор произносил чуть выше обычной тональности, почти экспрессивно, делая незначительные паузы между словами, что говорило о наличии внутренних переживаний выступающего.
Басаргин отметил достижения своей команды. Призвал присутствующих оказать всемерную поддержку Максиму Решетникову. Он отметил, что его решение не участвовать в выборах губернатора было "осознанным, выверенным и взвешенным", что региону в последнее время так не хватало политической стабильности. И вот он уходит, несмотря на то, что "ни разу не нарушил данную почти пять лет назад на инаугурации клятву – четно служить народу Пермского края". Наиболее драматично прозвучала его последняя фраза: "Никто из вас не будет вычеркнут из моей жизни и жизни моей семьи". Зал отреагировал бурными овациями, а Виктор Федорович присел за стол президиума, раскрасневшись еще больше.
В заключении полпред призвал прикамский актив работать одной командой на одну цель.
Из зала выходили долго. Но не все ушли сразу. Кто-то раздавал интервью перед камерами, говоря о том, что "давно знаком с Максимом Геннадьевичем, он хороший управленец". Но пара известных политиков все-таки отказалась рассказать мне о своих впечатлениях на диктофон: "Можно я не буду?.."
И только первый всенародно избранный губернатор Прикамья Геннадий Игумнов отвечал абсолютно на все журналистские вопросы. Он откровенно говорил, что не знаком с Решетниковым, но работа в правительстве Москвы должна быть хорошей школой. Есть и определенные минусы: "Раньше ранг губернатора был сродни генеральному директору завода. А гендиректор предприятия – это тот, кто прошел все ступени карьерной лестницы и хорошо знаком с трудовыми коллективами, живет чаяниями народа и знает все его проблемы".
О необходимости наличия харизмы у современного регионального лидера я спросила, пожалуй, у одного из самых харизматичных политиков – депутата Госдумы Игоря Шубина:
"Конечно, у Максима Геннадьевича нет опыта общения с населением. Но мы окажем ему всю необходимую поддержку, если она от нас потребуется".
Видимо, мало кто из собравшихся в Органном зале сомневался, что сегодня у Пермского края появился новый губернатор. Во всяком случае, фаворит на губернаторских выборах - точно. Но симпатии большинства жителей региона за оставшиеся полгода еще предстоит завоевать, а то, что сделать это непросто, показал пример предыдущего "собянинского протеже".
Наталья Жукова