Новости
"ОАК" и "Вертолеты России" призвали к совершенствованию модельного ряда вместо "сокращений и оптимизации"
Политика | Центральный ФО | Южный ФО | Приволжский ФО | В России

В Госдуме состоялось заседание Экспертного совета по авиационной промышленности, в ходе которого участники обсудили пути повышения эффективности авиационной индустрии. Подходы к преобразованиям у двух ключевых организаций в отрасли - "Объединенной авиастроительной корпорации" и "Вертолетов России" схожи: они планируют сокращать инвестиции в "низкие переделы", оптимизировать производственные мощности и создавать центры компетенции. Меж тем на заседании прозвучало мнение, что искать инновационное решение следует, прежде всего, в области совершенствования модельного ряда выпускаемой продукции. Подробности - в материале Накануне.RU.

На днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отчитался о росте в прошлом году объемов поставок в боевой авиации на 2,1%, а в гражданской авиации - на 19,6%. "Похвалу" руководства страны за вклад в достижение этого результата услышали и в "ОАК" и заявили, что и дальше планируют наращивать свое присутствие в гражданском сегменте. Как подчеркнул первый вице-президент ПАО "ОАК" Александр Туляков, в течение пяти лет "ОАК" намерена реализовать масштабные производства авиационной техники. Однако, по его словам, это невозможно без создания новой индустриальной модели.

"Нам нужно ускоренными темпами внедрять меры по повышению инновационной эффективности, создать центры специализации и компетентности, осуществить передачу на аутсорсинг продукцию "низких переделов", - пояснил он. 

В модели, представленной на заседании Экспертного совета, заложено сокращение заводов - "финалистов" "ОАК". Это объясняют огромными затратами на содержание инфраструктуры. Часть этих заводов будет "трансформирована" - переведена в агрегатные заводы. В корпорации рассчитывают, что эффект за счет внедрения новой индустриальной модели до 2035 года составит 700 млрд руб. В среднесрочной перспективе - до 2025 года - планируется сэкономить 330 млрд руб. за счет оптимизации оборотного капитала и роста производительности труда, сокращения инвестиций в низкие переделы, перепрофилирования ряда производственных площадок.

Более подробно о сути новой индустриальной модели "ОАК" рассказал технический директор – директор департамента развития индустриальной модели ПАО "ОАК" Юрий Тарасов. Как он отметил, ключевые принципы формирования целевой индустриальной модели - не инвестировать в развитие новых мощностей, а также не нанимать новый персонал, а заниматься переобучением, повышением квалификации. В организации уточнили, что сегодня все мировые лидеры авиапроизводства могут разместиться на производственных площадях "Объединенной авиастроительной корпорации", в то время как количество выпускаемых самолетов у "ОАК" - в 14 раз меньше.

В этой связи было принято решение вывести из "периметра" "ОАК" "низкие переделы" и передать их на аутсорсинг. "Сегодня у "ОАК" десять выпускающих заводов - они все организованы по принципу натурального хозяйства. Эта структура сегодня экономически неэффективна. Поэтому мы начали реализовывать программу концентрации на окончательной агрегатной сборке… С 2019 года планируем в "низкие переделы" не вкладывать деньги. Сегодня мы резко сократили инвестиции в них. В основном, кроме окончательной агрегатной сборки, мы планируем у себя оставить наукоемкие процессы", - прокомментировал Тарасов.

Такая "оптимизация", по плану, приведет к тому, что из 10 заводов "ОАК" останется 6, а количество персонала уменьшится вдвое к 2025 году, уточнил эксперт. В свою очередь первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев пояснил, что речь, скорее, идет о трех, а не четырех предприятиях, которые будут трансформированы. "Они получат определенные объемы в виде локальных производств", - сказал он. В "ОАК" уточнили, что в планы компании точно не входит закрытие предприятий, тем более градообразующих. "При переходе на "агрегаты" некоторые заводы, которые сейчас не являются прибыльными, станут заводами с хорошими рабочими местами и достойной зарплатой", - добавил замглавы "ОАК".

На проведение структурной перестройки в целях повышения эффективности производства нацелены и в холдинге "Вертолеты России". Там нацелились трансформировать производственную платформу, тем самым привести уровень загрузки всех производств к оптимальной величине. 

Пути и подходы к решению задач реструктуризации очень близки к тем, что озвучили в "ОАК". "Вертолеты России" также выведут на аутсорсинг "низкие переделы". "Уже установлены сроки, по отдельным из них мы начали работу, есть партнеры  - госпредприятия, частно-государственные компании. Мы выведем литейное производство, резиновые шланги, баки. Это те направления, по которым уже ведется передача документации", - сообщил замгендиректора по производству и инновациям АО "Вертолеты России" Андрей Шибитов

"Мы сегодня не можем позволить себе все пять финальных сборочных развивать в той же парадигме, как производство 4.0 в Европе… Скорее всего, будем дифференцировать интенсивность развития отдельных предприятий, чтобы определить технологических лидеров и тех, кто будет идти вторым эшелоном, подхватывая основные технологии", - продолжил он. 

Индустриальная модель "Вертолетов России" предполагает сохранение всех пяти предприятий, где останутся заводы-финалисты в Ростове, Улан-Удэ, Казани, но с существенной структурной реорганизацией. Два предприятия будут нацелены на мелкосерийное производство и одновременно будут служить площадками для создания центров специализаций и компетенций.

Меж тем на заседании прозвучал тезис о том, что руководителям организаций - драйверам роста "авиапрома" следует, скорее, искать прорывные продукты, которые можно представить на международный рынок, а не ставить задачу построения центров компетенций. 

"Содержательных" изменений требует "Объединенная авиастроительная корпорация". Такое мнение выразил академик Борис Алешин. По его словам, со времени создания "ОАК" - 2006 года - корпорация не претерпела никаких изменений. "Если в ближайшее время "ОАК" не будет преобразован с выходом на два подразделения - гражданскую и военную авиацию, он не будет иметь эффективную систему управления и не сможет в дальнейшем соответствовать задачам", - считает эксперт.

По его словам, поставленные задачи структурных изменений этих двух крупнейших организаций, от которых зависит успех авиапрома страны, не первостепенны. Сосредоточиться следует на модельном ряде. "Кроме "восьмерки", хорошо продаваемой, "Вертолетам России" похвастаться нечем. С вертолетом Ми-38 я состарился… Когда говорим о модельном ряде "ОАК", то вспоминаем Ил-114. Мы будем его воспроизводить в том виде, в котором он задумывался 40 лет назад, и его производство размещено было на ташкентском заводе? Наверное, нет. Следует задуматься не просто о новациях, а о конкуренции… Если не будет модельного ряда, если не выйдем на инновационное решение с точки зрения продукта и не уделим этому внимание, нечего говорить о преобразованиях и центрах компетенции", - заявил Алешин. 

Пожурил эксперт и достижения авиапрома с точки зрения прорывных продуктов. "Должен скоро запуститься МС-21. Считаю, что очень мало вложено было в исследовательскую часть. Пять новых решений было заложено в самолет. Известно только о крыле большого удлинения с высоким аэродинамическим эффектом, и все основное беспокойство здесь. Но все остальное недоисследовано. Мы все время возвращаемся назад", - сказал ученый. 

Он подчеркнул, что сегодня необходимо консолидироваться и попытаться поднять авиационную промышленность, уделяя должное внимание фундаментальной прикладной науке. "Либо все общество сойдется и проявит абсолютную лояльность, тонкость, мудрость и понимание и поддержит сегодня всем ресурсом это направление, либо мы не сможем вернуться в число лидеров", - заключил Алешин.

Вероника Килина