В суде по делу южноуральского экс-вице-губернатора Николая Сандакова допросили действующего вице-губернатора Южного Урала Вадима Евдокимова и другого экс-заместителя губернатора Александра Уфимцева. Бывший чиновник рассказал, что губернатором им была дана установка "не лезть" в Озерск, где выборами занимался обвиняемый. На вопрос судьи, создавались ли чиновниками неофициальные избирательные фонды, свидетель не стал отвечать, сославшись на 51 статью Конституции РФ, согласно которой, никто не обязан свидетельствовать против себя самого. Адвокат обвиняемого Сергей Колосовский назвал показания свидетеля очень важными и ценными, которые, по его мнению, подтвердили версию защиты о существовании неофициальных избирательных фондов, передает корреспондент Накануне.RU.
Первым в судебном заседании допросили Александра Уфимцева. Он рассказал, что познакомился с обвиняемым осенью 2010 года. Сандаков был представлен ему, как один из лучших в стране политтехнологов. В этот период он занимался выборами депутатов ЗСО в Озерске и лично Константина Цыбко, который возглавлял территориальную группу ЗАТО списка партии "Единая Россия". На вопрос, как справился Сандаков с работой, экс-вице-губернатор отметил, что "удачно, Цыбко победил".
Затем через какое-то время обвиняемый был назначен первым помощником губернатора области, по словам Уфимцева, его выбрал лично Михаил Юревич.
Что касается избирательных кампаний в 2011-2012 годах, свидетель пояснил, что на органах исполнительной власти всегда лежит задача по проведению выборов, и в этой работе принимают участие все заместители губернатора. В частности, на Александре Уфимцеве лежала ответственность по взаимодействию с органами местного самоуправления и мониторинг обстановки в округах. При этом Озерск в этот период он не курировал, ответственными за ЗАТО были Цыбко и Сандаков.
"Что он делал в Озерске, я не в курсе. Нам сказали не лезть, мы и не лезли. Михаил Валерьевич сам или через Евдокимова, или Грачева, довел до нас свое решение, что ЗАТО будут заниматься Цыбко и Сандаков. Просьба не мешать и не лезть. Занимались муниципалитетами и выборами", - рассказал он.
На вопрос, проводились ли агитационные мероприятия за счет областного бюджета, свидетель рассказал, что некоторые мероприятия, которые проводились за счет бюджета, совпадали с целями и задачами по организации и проведении выборов. "Можно расценивать как помощь, а можно расценивать как исполнение своих обязанностей, чтобы народ веселился, был в хорошем настроении, дороги были чищены и лампочки были везде вкручены", - отметил он.
На вопрос, давались ли указания обеспечить явку и определенный процент за "Единую Россию", Уфимцев пояснил, что по явке задачи ставились, в том числе и им, а ставил ли такие задачи лично губернатор, он ответил, что нет, но не исключил, что он мог их ставить в личных беседах. При этом свидетель не исключил, что на совещаниях с главами городов и районов он лично или Александр Мотовилов могли озвучивать задачи по результатам "Единой Росси", которые должны были быть выше 60%. "Главы знали, каких результатов должны достичь на выборах, поскольку от победы "правящей партии" зависело дальнейшее благополучное существование района или города", - отметил он.
По словам бывшего замгубернатора, Сандаков имел отношение к выборам в 2011-2012 годах. Он организовывал избирательные кампании в ЗАТО, приглашал технологов в 2011 году, которые работали по территориям на партию "Единая Россия". Свидетель предположил, что оплачивались они "логично, из избирательного фонда или они альтруисты, сподвижники".
Дальше последовали вопросы о назначении глав муниципалитетов. Обвинение интересовало, мог ли обвиняемый повлиять на назначение глав или обеспечить победу конкретного кандидата. Уфимцев отметил, что эти вопросы им не решались, но он мог рекомендовать Юревичу рассмотреть кандидата, повлиять на избрание не мог, но мог организовать процесс избрания кого-то главой, напомнив, что в Озерске для избрания сити-менеджера формируется комиссия, в которую входят как представители области и города, так и представители "Росатома".
Когда начался допрос защиты, Николай Сандаков поинтересовался у свидетеля, известно ли ему что-либо о финансировании предвыборных мероприятий "Единой России" в 2011-2012 году? Александр Уфимцев ответил, что ему известно, что все мероприятия "Единой России" финансировались только из избирательного фонда партии.
Сандаков: "О других формах финансирования выборов вам что-либо известно, кроме официального фонда?"
Уфимцев: "Конечно, известно. Люди разные бывают, по-разному относятся к выполнению законодательства".
Сандаков: "А что известно?"
Уфимцев: "А что можно из фонда, а можно не из фонда. Как договориться".
Сандаков: "Известно ли вам о каких-то расходах не из фонда партии "Единая Россия" на проведение агитационных мероприятий в 2011-2012 годах".
Уфимцев: "Нет, мне неизвестно".
Сандаков: "Сметы какие-либо вы видели, утверждали, проверяли?"
Уфимцев. "Статья 51 Конституции РФ. Не буду против себя свидетельствовать и врать не буду".
На вопрос Сандакова, а оплачивал ли он какие-либо мероприятия в рамках агитационной работы в поддержку партии "Единая Россия" в 2011 году, свидетель ответил, что ему это неизвестно.
В завершение допроса судья спросил, известно ли Уфимцеву, чтобы чиновники администрации Челябинской области в 2011-2012 годах аккумулировали денежные средства, которые тратились на организацию выборов. В частности, создавали ли неофициальные фонды, которые тратились на избирательную кампанию, свидетель не стал отвечать, сославшись, что не будет свидетельствовать против себя.
Уфимцев: "51 статья Конституции РФ".
Судья: "Значит все-таки собирались?"
Уфимцев: "А как вы думаете?"
Судья: "Не знаю, я спрашиваю".
Уфимцев: "А я говорю, 51 статья Конституции РФ".
Затем в зале суда был объявлен перерыв, в ходе которого адвокат обвиняемого Сергей Колосовский рассказал, что остался доволен допросом свидетеля, который, по его мнению, подтвердил версию защиты о существовании неофициальных избирательных фондов.
"Я даже не поленился, вышел за свидетелем и сказал ему спасибо за мужество. Потому что, в отличие от других свидетелей, человек не стал врать и на прямые ключевые вопросы он просто воспользовался 51 статьей Конституции и пояснил, что не будет ни свидетельствовать против себя, ни врать. На прямой ключевой вопрос, использовались ли какие-то денежные средства в обход фондов, формировали ли такого рода запасы и расходовали ли их чиновники, он воспользовался статьей 51. Для нас это очень важно, очень ценно и за это ему огромное спасибо. В целом допрос прошел очень хорошо", - отметил он.
После перерыва в суде состоялся допрос действующего вице-губернатора Челябинской области Вадима Евдокимова. По его словам, он познакомился с Сандаковым в 2010 году. Обвиняемый работал в Озерске на выборах в ЗСО, где шел Цыбко. После выборов он стал первым помощником губернатора Челябинской области. При этом формально его руководителем являлся Евдокимов, но на самом деле обвиняемый напрямую работал с Юревичем, выполнял любые его поручения. В частности, курировал ЗАТО. "Я так понимаю, что губернатор давал ему поручения. Могу предположить, что это связь с руководством муниципалитета, возможно, поручения, связанные с выборами, и другие, связанные с жизнью этих муниципалитетов", - рассказал он.
Что касается избирательной кампании, Вадим Евдокимов пояснил, что администрация губернатора участвовала в организации выборов. По его словам, Сандаков выборами не занимался, в частности, свидетель не помнит, чтобы он присутствовал на совещаниях и на подведении итогов. При этом замгубернатора не исключил, что какие-то вопросы по организации выборов в Озерске входили в компетенцию обвиняемого, но подчеркнул, что ему не давали установки, что выборами в ЗАТО занимается Сандаков. Так, свидетель не исключил, что какие-то поручения губернатора были связаны с выборами.
Затем последовали вопросы о бывшем сити-менеджере Озерска Евгении Тарасове. Вадим Евдокимов рассказал, что впервые его фамилию услышал от Цыбко. Уже через несколько месяцев после его назначения на должность главы администрации ЗАТО занимавший тогда пост губернатора Михаил Юревич попросил его поработать над повышением авторитета власти города и области в СМИ, поскольку "территория непростая". При этом он подчеркнул, что речь шла об руководстве города и губернаторе, а не лично о Тарасове.
На вопрос, продвигал ли Сандаков кандидатуры для назначения на пост главы, свидетель сообщил, что он не видел, чтобы обвиняемый кого-то продвигал, но добавил, что право высказать свое мнение имели все, губернатор слушал разные точки зрения и уже потом принимал решение.
Как уже сообщало Накануне.RU, в октябре в Советском районном суде стартовал процесс по первому уголовному делу в отношении Сандакова, которого обвиняют в мошенничестве и в подстрекательстве к неправомерному доступу к компьютерной информации.
Следующее заседание пройдет 15 февраля, на нем предположительно, состоится допрос одного из ключевых свидетелей обвинения – бывшего главы Озерска Александра Калинина.