Российское государство, которое всегда было склонно к унификации, наконец, заметило, что российское православие разнообразно, и это не только Русская православная церковь (РПЦ) Московского патриархата, сказал Накануне.RU руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, член СПЧ при президенте РФ Максим Шевченко, комментируя встречу президента РФ с предстоятелем российского старообрядчества.
Напомним, как сообщало Накануне.RU, 16 марта Владимир Путин встретился с главой Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополитом Корнилием. По словам иерарха, это первая за последние 350 лет встреча предстоятеля старообрядческой церкви с главой государства.
Владимир Путин и митрополит Корнилий
"Наше государство, наконец, заметило, что российское православие разнообразно, и оно не является монополией РПЦ, — сказал Шевченко корреспонденту Накануне.RU, — Вот уже заметили поповских старообрядцев, а уж когда заметят огромное количество беспоповских согласий, присутствующих в стране, и того будет лучше. Одним словом, когда российское государство увидит, что религиозная жизнь в стране богата, разнообразна и имеет свою глубочайшую и местами трагическую историю, тогда и жизнь наша станет интереснее".
По словам эксперта, старообрядцы в России воспринимаются как "некое приложение к РПЦ", хотя РПСЦ — это "абсолютно самостоятельная, каноническая, древнерусская православная церковь, прошедшая через репрессии, ссылки, каторги и казни, но сохранившая себя и свою веру и, что также важно, внутренний демократизм".
"Старообрядчество невероятно демократично, — считает Шевченко, — Принципы русской демократии, русского демократического сознания — свободомыслия, свободы совести — заключены именно в старообрядчестве. А потому, тем более, если наше государство, наконец, решило ознакомиться с подлинно-русским сознанием в лице старообрядчества, то я могу это только приветствовать".
Собеседник Накануне.RU сослался также на исторический опыт, напомнив, что старообрядчество в России развивалось как "независимое согласие", тогда как "никонианская церковь (Греко-российская, ныне — Русская православная, церковь, — прим. Накануне.RU) долгое время была идеологическим отделом государства — Российской империи".
Старообрядцы
"Главой Греко-российской церкви долгое время был император. Церковный синод руководился зачастую светскими людьми. А старообрядцы тем временем развивались независимо. Но, конечно, это стоило им гонений со стороны государства. Фактически, огромная масса русских людей (старообрядцев, — прим. Накануне.RU) была изолирована, выброшена из политической жизни страны. Неслучайно старообрядцы того времени считали российское государство откровенно русофобским и антихристовым", — сказал Максим Шевченко.
Старообрядческое богослужение
Георгий Малания