Энергетика, транспорт, экология, человеческий капитал – эти темы станут основными на дискуссиях форума "Арктика – территория диалога", который 29 марта начнется в Архангельске. Правительство подготовило для участников хорошие новости: информация о бюджетном финансировании госпрограммы развития Арктики подтвердилась, в материалах к форуму фигурирует сумма в 209,7 млрд руб. Деньги предназначены на создание и развитие "опорных зон" в российских арктических субъектах и пополнение ледокольного флота. Участники форума говорят о необходимости дополнительных инвестиций в науку и технологии для добычи углеводородов, аналогов которых нет в мире.
Состав участников грядущего арктического форума, возможно, самый представительный за многие годы. 30 марта на пленарном заседании выступит президент России Владимир Путин. В ходе запланированной дискуссии основное внимание будет уделено вопросам повышения качества жизни населения Арктического региона, обеспечения устойчивого социально-экономического развития полярных территорий. Вместе с российским лидером в мероприятии примут участие президент Исландии Гудни Йоханнессон и глава Финляндии Саули Ниинистё. Кроме того, в Архангельск приедут министры иностранных дел Дании и Норвегии, а также вице-премьер Госсовета Китая – страны, проявляющей особый интерес к региону. В составе российской делегации – федеральные министры, арктические губернаторы, главы сырьевых и инфраструктурных корпораций и ученые.
Форум становится и деловой площадкой, анонсировано подписание ряда соглашений. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов и гендиректор Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем Андрей Тюлин подпишут договор о взаимодействии в области развития и использования результатов космической деятельности; норвежская "Акваплан-нива" планирует подписать соглашение о сотрудничестве с фондом "Росконгресс"; губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин и руководитель Роснедра Евгений Киселев впервые подпишут соглашение о передаче части федеральных полномочий на региональный уровень, ямальцы также анонсировали встречи с руководителями компаний ТЭКа для выработки решений по стратегическим проектам (речь может идти о подписании "Газпромом" соглашения о строительстве Северного широтного хода).
В первый день форума заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики проведет вице-премьер Дмитрий Рогозин. Обсуждаемые вопросы – разработка госпрограммы, развитие ледокольного флота. Как следует из проекта программы, из 210 млрд руб., заложенных до 2025 г., почти 83 млрд руб. будет стоить строительство атомного ледокола, мощностью 120 МВт, в сумму входят мероприятия по обращению с опасными затопленными объектами. Еще 13 млрд руб. предусмотрено на создание "опорных зон", и 114 млрд руб. – на их развитие, включая создание промышленных мощностей для производства ледоколов и транспортную инфраструктуру.
На первый взгляд, финансирование скромное, отмечает академик, председатель научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных, газовых и угольных месторождений Алексей Конторович. Но выводы можно будет сделать только после детального анализа программы, с учетом инвестиций, которые возьмет на себя бизнес. На сегодняшний день Россия среди арктических государств держит лидерство в вопросах освоения углеводородных ресурсов, констатирует академик.
"Никто в арктических районах больше, чем Россия на Ямале, газа не добывает. Только за последние годы мы запустили Бованенковское, Новопортовское месторождения и организовали вывоз газа с последнего Северным морским путем. Мы строим Сабетту и осваиваем месторождения севера Ямала, на базе которых создаются СПГ-мощности. "Газпром нефть" запустила "Приразломную" платформу на одноименном месторождении и третий год ведет там добычу. Таких активных действий в Арктике больше никто не проводит, к тому же Россия достаточно энергично ведет геологоразведочные работы. Однако мы имеем большие ресурсы газа и, возможно, нефти не только в арктических регионах, но и в акваториях Северного Ледовитого океана, и вопрос их изучения необходимо решать при участии такого органа, как Госкомиссия", - уверен академик.
Эти запасы не будут интересовать экономику 10-15 лет, уверен он – есть много месторождений для удержания и даже роста добычи, интерес обострится с 2040-2050 гг. К тому времени должна быть произведена оценка запасов, для этого сегодня необходимо продолжать региональное изучение арктических морей, наращивать объем геофизических работ и начать параметрическое бурение в зоне развития многолетних льдов. Несмотря на то, что практически все участки недр распределены между компаниями, в этом вопросе понадобится финансовое участие государства. Попутно решения требует проблема отсутствия технологий добычи в особо сложных районах.
"Ни у нас, ни у других стран нет техники и технологий для добычи нефти и газа в зонах многолетних льдов и на глубинах свыше 100 м. Мы имеем лаг в 15-20 лет до того момента, когда добыча такой нефти станет необходимостью. За эти годы есть возможность разработать и создать технологии и оборудование для них. Это не вопрос одного заседания Госкомиссии, это вопрос государственной программы освоения ресурсов углеводородов Арктики, транспорта, логистики, включая развитие СМП и экологии. Для всего перечисленного нужны деньги, а бизнес не любит такие инвестиции, потому что отдачу можно будет получить лишь с середины 21 века. Поэтому речь идет о государственной программе и партнерстве с бизнесом, причем у государства должна быть регулирующая роль", - рассказал Накануне.RU Конторович.
Инвестиции и технологическое сотрудничество в области добычи сырья в Арктике – тема площадки форума с участием министра энергетики Александра Новака, руководителей "Газпрома", НОВАТЭКа и "Совкомфлота".
Сценарий развития макрорегиона и вклад Арктики в формирование новой модели стимулирования экономического роста России зависит не столько от добычных проектов, сколько от транспортной инфраструктуры: широтная магистраль с выходом на Сабетту и Северный морской путь - один из крупнейших проектов в арктическом регионе. Кроме того, вопросы инфраструктуры понимаются и в разрезе разговоров о развитии туризма, пока чаще отправными точками для туров в северные моря становятся европейские страны. Понимая перспективность направления, предприниматели уже сейчас разрабатывают инновационные проекты для транспортного строительства в суровом арктическом климате, рассказал участник форума, руководитель Арктического фонда перспективных проектов и исследований Юрий Золотов. Фонд ведет проект по получению новых материалов для строительства дорожной инфраструктуры в Арктике, уже прошли первые эксперименты при участии Росавтодора и РЖД.
"На форуме интересно увидеть новые технологии, потребность в них возникла из-за изменений условий транспортного строительства. Теперь подрядчик семь лет отвечает за качество дороги и в эти годы ремонтирует ее за свой счет. Теперь внедряются технологии, которые не использовались раньше, потому что ремонт превращался в освоение бюджета. Такой же принцип нужно использовать в Арктике: если выделяются деньги на создание инфраструктуры, то впоследствии она должна нуждаться в меньших затратах на ремонт и реконструкцию, для этого нужны современные технологии. Мне интересно, насколько этот вопрос важен для федерации", - рассказал он Накануне.RU.
Отметим, что за передовые технологии на форуме будут отвечать "Российские космические системы", "Росатом", ЦКБ МТ "Рубин", "Тюменьэнерго" - спикеры этих компаний заявлены на тематической дискуссии.
Инновации требуют расходов на науку, в первую очередь, на НИОКР, в пример Золотов приводит военно-промышленный комплекс России, достижения в котором – заслуга финансирования Минобороны опытно-конструкторских работ. В других отраслях научно-экспериментальный подход пока такой популярности не имеет, отмечает Юрий Золотов.
На площадках форума также пойдет речь о минимизации экологических рисков, кадровом обеспечении, глобальных климатических изменениях.