В Екатеринбурге состоялся первый форум "Содействие торгово-экономическому сотрудничеству между Китаем и Россией на Урале". Основными целями мероприятия были обобщение имеющегося опыта и поиск новых возможностей для сотрудничества между Уралом и регионами Китая. В работе форума принимали участие бизнесмены, чиновники и эксперты из РФ и КНР.
В ходе выступлений прозвучали показатели по двусторонней торговле за последний год.
Руководитель проектов Аналитического центра "Эксперт" Сергей Ермак, в своём докладе рассматривал Большой экономический регион Урал как десять регионов – это УРФО плюс Пермский край, Башкирия, Оренбургская область и Удмуртия.
Российский экспорт уже второй год достаточно серьёзно проседает, что связано с обесцениванием нефти и газа.
Он отметил, что "существуют также расхождения в данных таможни – по нашим данным экспорт составил 28 миллиардов долларов, а по данным китайской таможни – 32 миллиарда, но это связано с тем, что таможенная служба не учитывает некоторые услуги. Но если российский экспорт в целом упал на 17%, то в Китай – всего на 2%, по Уралу тренд тот же самый, что и в целом по России, но несколько более позитивный. Экспорт снизился на 11%, против общероссийских 17% . В КНР экспорт снизился с 3,5 до 2,8 млрд долларов. Причина абсолютно та же самая. Китай занимает важное, 2 – 3 место в экспорте региона, Германия вырвалась вперёд, но на очень незначительную сумму, а в 2015 г. КНР обгоняла её. Первое место с большим отрывом занимают Нидерланды, но это большой распределительный пункт, откуда товары расходятся морем по всей Европе. Поэтому очевидно, что Китай – это один из ключевых наших торговых партнёров, с которым обязательно нужно налаживать хорошие отношения".
Также данные статистики позволяют оценить динамику двустороннего товарооборота. Как отмечает эксперт, ключевую роль в прошлогодних изменениях торгового баланса сыграла Тюменская область, а точнее – работа над проектом Ямал СПГ: "2015 г. импорт составлял всего 1,4 млрд. долларов, а в 2016 г. – уже 5 млрд., подобного роста ранее не бывало. Кроме того, Урал – это 13% всего импорта в Россию, с нашей точки зрения это не очень много. В росте импорта в 3,5 раза главную роль сыграла Тюменская область, а точнее – её севера. Там импорт вырос в 12,5 раза. И это произошло в основном за счёт поставок установок для сжижения газа. Очевидно, это связано с теми проектами, которые реализуются в Ямало-Ненецком автономном округе.
Сравнив импорт и экспорт, мы обнаруживаем, что в ещё 2015 г. сальдо торгового баланса было положительным, а в 2016 г. стало резко отрицательным. Как было сказано выше, это произошло за счёт закупок Тюменской области, а у остальных регионов Урала сальдо торгового баланса колебалось около нуля".
Что касается географии экспорта, то Урал продаёт прежде всего нефть и газ, поэтому Тюменский регион занимает 63% всего экспорта. 19% это Пермский край, который вывозит преимущественно сырьё и 10% и 6% приходятся на Башкирию и Свердловскую области. Все остальные регионы занимают очень незначительный процент. Устойчивая динамика по росту экспорта есть опять-таки только у Тюменского региона, который всё больше и больше вывозит углеводородов в Китай. Спикеры неоднократно высказывали пожелания развивать экспорт высокотехнологичной продукции, однако, согласно приведённым Сергеем Ермаком цифрам, вывоз сырья абсолютно преобладает и его доля продолжает увеличиваться. В 2015 г. углеводороды составляли примерно 50%, а 18% - это калийное сырьё, которое вывозил Пермский край. В 2016 г. – уже 62% это углеводороды и 18% это те же самые калийные удобрения. То есть, 80% того, что мы ввозим в Китай никак нельзя назвать высокотехнологичной продукцией. Хотелось бы развить третий пункт, машиностроение, однако пока это никак не получается, но хотя 80% экспорта это сырьё. Всё же уральский экспорт, является довольно диверсифицированным – если, например, с США он осуществляется по двум – трём направлениям (это атомная промышленность и те же самые углеводороды), а в Китай мы вывозим много чего, это, например, продукты питания. В этой сфере тенденция очень хорошая.
Эксперт выделяет шесть направлений, в которых сотрудничество Урала и Китая может быть максимально эффективным:
- Логистика. В России многое говорится и делается для возрождения Шёлкового пути, есть программы по строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей и автомобильных дорог из Китая в Европу.
- Агропромышленный комплекс, который наиболее развит в Оренбургской области и Башкирии. Там сейчас реализуется множество проектов, а Китай сейчас заинтересован в качественных и экологичных продуктах питания.
- Сырьё для текстильной промышленности.
- Машиностроительная продукция - здесь у Урала есть большие возможности, однако они используются пока недостаточно активно.
- Туристический продукт. У Урала здесь также есть огромный потенциал. Но опять-таки, нельзя сказать, чтобы этот сектор каким то образом развивался. То есть он развивается, но в основном энтузиастами, но, по большому счёту ничего революционного, ничего впечатляющего в этом секторе не происходит, хотя, пожалуй, должно происходить.
И.о. начальника Уральского таможенного управления ФТС России Максим Чмора в ходе своего выступления отметил, что таможенная статистика иногда учитывает некоторые факторы, иногда нет. В большинстве статистики не учитываются товары, относящиеся к ряду стратегических отраслей, в том числе оборонные. Статистика в докладе также была отделена от энергоносителей и от ряда инвестпроектов (таких как Ямал СПГ и Запсибнефтехим). Как отметил чиновник: "ввоз товаров из Китая, по данным таможни, растёт и в весовом, и в стоимостном отношениях. На 4% увеличился вес и на 20% стоимостная составляющая. Что касается вывоза – вес стал увеличиваться, а стоимость уменьшаться. Это говорит о том, что мы стали экспортировать в Китай значительно больше дешёвых видов товаров и продукции первых этапов переработки".
Что касается поставок из Китая, то таможня не может проследить, где именно в КНР товар произведён, но места их отгрузки в РФ располагаются таким образом: это северо-восток, юго-восток, юг. В первую очередь, это портовые места отгрузки, Шанхай и Шэньчжэнь. Но большой объём приходится также и на, по сути, центр Китая, Пекин.
Также уже можно подвести первые итоги работы единственного уральского международного морского порта Сабетта. В этом году вышли первые грузы Северным морским путём. Через Сабетту часть грузов прошла до Тобольска и даже до Казахстана, до Павлодара. Товары, перевозившиеся данным способом – энергетические и промышленные установки, для которых данный способ перевозки оказался и быстрее, и дешевле. Что касается железнодорожных перевозок, то очень распространён маршрут через Забайкальск, а также альтернативный ему Шёлковый путь через Среднюю Азию".
Если говорить о транспортной логистике, то самым дешёвым способом будет морская доставка через Санкт-Петербург. Однако, это преимущество нивелируется дороговизной автомобильных перевозок в другие регионы России. В случае же доставки железнодорожным транспортом и перегрузке его в Свердловской области, последующая доставка автомобильным транспортом в столицу и центр России стоит в 2,5 раза дешевле, чем в обратном направлении.
В этой связи, по словам Максима Чморы, "будущее транспортной логистики в Свердловской области мы видим в концепции создания "сухих портов". Южноуральский комплекс уже инфраструктурно готов. Также юг Свердловской области, терминал Кольцово также имеет все шансы претендовать на то, чтобы стать таким пунктом".
Также таможенник отметил, что "по количеству контейнеров и по количеству перевозимых товаров, опять же, из Китая в 12 раз больше приходит к нам, чем мы отправляем обратно в Китай. Поэтому первое, что мы должны сделать, это обеспечить обратную загрузку, повысить рентабельность обратных перевозок, чему и должна помочь разработка новых логистических маршрутов".
Для облегчения таможенных процедур в Екатеринбурге и Челябинске были созданы центры электронного декларирования, которые в принципе при незначительном увеличении штатной численности, способны взять на себя все объёмы таможенного декларирования грузов на территории Уральского региона.
Вместе с тем, кратчайший транспортный путь, связывающий Урал и Китай проходит через территорию среднеазиатских государств. Зачастую китайские товары растаможиваются в Казахстане и Киргизии и затем попадают на российский рынок под видом продукции, произведённой в ЕАЭС. Однако глава уральской таможни Максим Чмора отвечая на вопрос Накануне.RU заявил, что "законопослушный бизнес такими схемами пользоваться не будет", однако, "у наших казахских коллег есть определённое преимущество в этом плане, это, в первую очередь, НДС – у них 12%, а у нас 18%. Казахстан также вступил в ВТО и для более чем пяти тысяч позиций установил ставки ниже, аналогичных ставок в РФ. Но взаимными соглашениями предусмотрено, что данные товары должны реализовываться и потребляться на территории республики Казахстан. Для этого в транспортно-коммерческих документах указывается номер декларации, по которому в ходе проверочных мероприятий это может быть выявлено и применены взыскания. Однако, оптимизаторы таможенных платежей – компании с небольшим уставным капиталом, ориентированные на быструю перепродажу товара, всегда готовые к тому, чтобы ликвидироваться по первому тревожному сигналу, есть, и мы в первую очередь стараемся работать именно с ними, насколько хватает сил".