8 марта исполняется три года с момента, когда малазийский "Боинг-777" с более чем двумя сотнями человек на борту вылетел из Куала-Лумпура в Пекин и бесследно исчез примерно через 40 минут.
Поисковая операция первоначально осуществлялась в Южно-Китайском море, по маршруту следования лайнера, но только спустя несколько дней власти Малайзии предоставили информацию о том, будто "Боинг" совершил разворот и летел далее в сторону Индийского океана. Китай (граждане которого составляли большую часть пассажиров злосчастного рейса) тогда назвал эту информацию слухами и даже потребовал от Малайзии объяснения. Однако вскоре эта версия стала доминирующей и в Индийском океане началась самая масштабная и дорогостоящая в истории гражданской авиации поисковая операция. Но никаких результатов она не дала. Только летом 2015 г. на побережье сразу нескольких африканских стран были найдены обломки, которые часть экспертов признала принадлежащими МН 370.
Все находившиеся на борту люди признаны погибшими в результате несчастного случая, однако никакого официального заключения о месте, времени и причинах крушения нет до сих пор.
Как сообщает китайский портал Global Times, Малайзия в конце января этого года была намерена прекратить поиски лайнера, однако почти 30 родственников пропавших пассажиров потребовали продолжения поисков и даже обвинили малайские власти в том, что они "выделывали фокусы" все эти три года.
Отсутствие информации о катастрофе и запутанный характер поисковой операции породили множество слухов и версий.
"Боинг" исчез над Южно-Китайским морем – оживлённой судоходной трассой. Со всех сторон море окружено густонаселёнными странами, так что, в случае крушения на маршруте, обломки обязательно должны были быть найдены.
Есть версия, что самолёт был захвачен террористами и сбит уже над территорией КНР, чтобы не допустить повторения 11-го сентября где-нибудь над Пекином. Однако в таком случае, также трудно подобрать совсем уж незаселённый участок для падения обломков и их быстрого и незаметного уничтожения. Кроме того, воздушное пространство над Восточным Китаем просматривается радарами с Тайваня, в том числе и американскими военными. Сомнительно, что в случае уничтожения гражданского самолёта китайские власти смогли бы заставить их умолчать об увиденном.
Летом 2015 г. другой "Боинг-777", летевший в тот же аэропорт Кула-Лумпура, был сбит над Донбассом. В данном случае обломки быстро были найдены, а все причины, кроме поражения оружием – исключены. Однако ясности с тем, из какого оружия, с какой территории (если допустить атаку на самолёт ракеты ПВО) и зачем это сделано, нет до сих пор. Появились даже гипотезы, будто бы сбитый самолёт – это и есть пропавший в марте "Боинг". Якобы он был похищен западными спецслужбами, уведён на американскую базу в южной части Индийского океана и затем использован в провокации против России. Однако, в начале марта 2014 г. речи о вооружённом конфликте в Донбассе ещё не шло. Кроме того сомнительно, что, например, ЦРУ, потребовалось похищать и уводить со множеством рисков самолёт, производящийся в США.
Журналист и писатель-футуролог Максим Калашников считает, что пропавший три года назад самолёт мог быть захвачен террористами, выработать топливо и упасть в море, поэтому не стоит связывать одну трагедию с другой. Террористическая угроза характерна для мусульманских стран Юго-Восточной Азии, социальные болезни которых обострены до предела и которые сталкиваются с ростом магометанского радикализма. Поэтому данный самолёт мог быть захвачен, потерять управление и разбиться, тем более, что подобный случай уже был.
Малайзии не везло и в дальнейшем – в конце декабря разбился "Аэробус" другой малайской компании, что сразу же породило очередной всплеск домыслов, однако в том случае было быстро найдено место катастрофы, тела жертв и чёрные ящики.
В 2015 г. в стране разразился малоизвестный в России коррупционный скандал, который вызвал большой переполох в Азии и показал, что все госструктуры Малайзии, включая высшее руководство, оказались вовлечены в различные теневые схемы.
Наконец, в феврале этого года в том же аэропорту был убит брат северокорейского вождя и возможный хранитель кассы Трудовой партии Ким Чен Нам. Это событие привлекло внимание и спровоцировало дипломатический скандал не только потому, что погиб родственник первого лица одного из самых закрытых государств мира, но и во многом из-за качества расследования.
Как передаёт корреспондент Накануне.RU, китайские СМИ отмечают, что именно исчезновение самолёта три года назад породило эту вереницу неурядиц Малайзии в отношениях с внешним миром. "Хуаньцю шибао" пишет, что два этих случая не связаны между собой, но странные действия местных силовиков, как и три года назад, вызывают вопросы.
КНДР официально заявляет, что в аэропорту скончался некий дипломат Ким Чхоль. Данные опознания по особым приметам не обнародованы, результаты генетической экспертизы неизвестны. Передавать Северной Корее тело покойного власти Малайзии также отказываются. Более того, погибший в любом случае был обладателем дипломатического паспорта, соответственно, как заявляет корейская сторона, расследование не должно осуществляться только силами местных правоохранителей. Нет ясности и со способом убийства, согласно официальной версии, было применено высокотоксичное отравляющее вещество VX. Возможность применения его двумя неподготовленными девушками без средств индивидуальной защиты вызывает сомнения. Подозревавшийся химик отпущен за недостатком улик, а заказчики или хотя бы люди, передавшие исполнительницам яд, не установлены. При этом из уст официальных лиц уже звучат обвинения в адрес Пхеньяна даже в применении им оружия массового поражения.
Кроме того, как отмечает китайское издание, Малайзия во втором громком международном деле, роняющем авторитет её правоохранительных органов и даже потенциально снижающем инвестиционную привлекательность страны, не только запутывает расследование, но и пытается заранее представить себя жертвой обстоятельств.