Завтра, 14 апреля, в Сургуте откроется Второй Урбанистический форум "Среда со смыслом". Ее поиском в течение двух дней будут заниматься представители власти, бизнеса, архитекторы, маркетологи, общественники и неравнодушные сургутяне. Они подробно обсудят "перезагрузку" Университетской улицы, сквера на пересечении Островского и Мира, Молодежного Сквера, парка "Новые ключи".
Организаторы форума - центр прикладной урбанистики и администрация Сургута - пригласили ведущих экспертов России в сфере архитектуры, прикладной урбанистики, транспорта и коммерческой недвижимости. Они поделятся своими опытом и взглядами на организацию комфортной городской среды, и возможно, предложат Сургуту свое видение и пути прогрессивных изменений. В числе авторитетных спикеров - директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", профессор Высшей школы урбанистики того же университета Михаил Блинкин. На примерах российских и зарубежных городов он расскажет, какая транспортная политика может сделать город удобным или неудобным для жизни.
В своем выступлении он коснется смены форматов мобильности и этапов транспортной революции, один из которых сегодня переживают Россия и весь мир. В этой сфере наступила эпоха цифровых технологий, изменив взаимоотношения человека с автомобилем и общественным транспортом. В городах активно внедряются мобильные приложения и другие информационные нововведения, делающие его более удобным и доступным.
Сургут тоже делает шаги в новую эпоху - в течение 2017 года здесь внедрят систему безналичной оплаты проезда. Об этом стало известно во время последней встречи главы города Вадима Шувалова с представителями автотранспортных предприятий. Судя по многочисленным откликам в личном аккаунте мэра, сургутяне поддерживают инициативу.
Что еще можно сделать для комфорта горожан, Михаил Блинкин предложит на форуме. Свой, пока что самый предварительный диагноз, он собирается поставить на основе доступных удаленному наблюдателю планировочных и транспортных параметров Сургута.
"Планировщик, как и врач, начинает с аккуратной диагностики, - поясняет эксперт. - Нужно оценить застройку, планировку, плотность населения, количество автомобилей, организацию дорожного движения, уровень развития общественного транспорта, изучить начатые и запланированные проекты, и еще массу обстоятельств. Только на основе многочисленных данных и выводов специалист дает рекомендации. Это может быть "вкусная таблетка" в виде новых транспортных развязок, расширения дорог и улиц, запуска новых трамвайных линий, или "горькая пилюля" для горожан в виде удорожания цены владения автомобилем - организации платных парковок".
"Лечение" города зависит не от его размера, а от соотношения уличной сети и общей территории, а также уровня автомобилизации, который в Сургуте, по словам профессора, один из самых высоких в стране. "Сопоставив эти параметры, я могу сказать, что ждет город: автомобильное "счастье" или введение таких малоприятных мер, как, например, режим платности, - рассказывает он. - Но прежде нужно испробовать инженерные методы и подумать, как грамотно организовать дорожное движение".
По мнению Михаила Блинкина, самая болевая точка всех российских городов – рекордно маленькое количество асфальта на один автомобиль – не более 35-40 квадратных метров.
"Массовая автомобилизация началась у нас гораздо позже, чем в Европе и США, лишь в 80-90-е годы прошлого века. - объясняет он. - Планировка западных городов в большей (США, Канада), или меньшей (Западная Европа) степени приспособлена к высоким стандартам автомобилизации. Что касается наших городов, которые много десятилетий строились по советским "антиавтомобильным" СНИПам, то они для этого категорически не приспособлены. Поэтому транспортные планировщики, организаторы дорожного движения и другие специалисты сегодня пытаются облегчить передвижение в населенных пунктах, но революцию сделать, увы, они не смогут".