Российские потребители постепенно меняют свою экономную модель поведения.
Однако, как считают эксперты Аналитического центра при правительстве, продажи телевизоров, холодильников и других дорогих товаров длительного потребления пока остаются на низком уровне.
В прошлом году личное потребление было главным драйвером спада ВВП, сократившись на 5% по сравнению с предыдущим годом, а реальные розничные продажи товаров упали на 5,2%.
Что касается реальных расходов граждан, то они снизились еще больше —на 5,9%. То, что потребление упало не так сильно, как доходы, по мнению аналитиков, и свидетельствует о смене модели.
Однако сложился "новый уровень равновесия" на рынке некоторых товаров длительного пользования. В частности, речь идет о холодильниках, стиральных машинах и телевизорах, продажи которых хотя и восстанавливаются, но остаются на 25–35% ниже уровня 2014 года.
Между тем, автомобильный рынок начал постепенно восстанавливаться, однако продажи машин в 2016 году оказались на 43% ниже, чем в 2014-м.
Как сообщил эксперт Аналитического центра при правительстве Александр Голяшев, за последние десять лет россияне обновили товары длительного пользования: легковые автомобили, компьютеры, холодильники, телевизоры, мебель.
Пик таких покупок пришелся на конец 2014 года (падение рубля), что и послужило причиной сокращения продаж товаров длительного пользования в дальнейшем, сообщает РБК.