Новости
Китайский самолёт С919 начнёт борьбу за рынок с импортозамещения
Наука и техника | За рубежом

Китайский узкофюзюляжный среднемагистральный пассажирский самолёт С919 успешно совершил на днях свой дебютный полёт. Это хороший знак для будущей коммерческой эксплуатации самолётов такого типа. Уже на стадии разработки С919 позиционировался как конкурент европейским Airbus A320 и американским Boeing B737. Накануне.RU ранее уже сообщало, что неизбежно самолёт займёт одну нишу и с новейшей российской разработкой, МС-21, которая пока только готовится подняться в небо. Однако теперь китайский новостной портал Цанькао сяоси задаётся вопросом, где же именно сможет эксплуатироваться новый китайский лайнер?

В краткосрочной перспективе С919 будет продаваться только внутри Китая и в некоторых странах, пользующихся поддержкой КНР. Во-первых, пока не прошли испытания нового самолёта в горных районах и местах с жарким климатом, таким образом, пока непонятно, сможет ли С919 успешно эксплуатироваться в западных регионах КНР, например в пустынном Синьцзяне, или аэродроме Лхасы, расположенном на высоте 3656 м над уровнем моря.

Тем не менее, уже сейчас есть 570 заказов на новую машину, из 90% из которых сделаны китайскими компаниями, среди которых крупнейшие перевозчики КНР - Air China, China Southern Airlines, China Eastern Airlines, Hainan Airlines и Sichuan Airlines. К обслуживанию С919 уже готовы более двухсот аэродромов по всей материковой части Китая. На начальном этапе именно эти заказы будут наиболее важны, так как до прохождения международной сертификации лайнер сможет использоваться только внутри страны.

В китайских СМИ отмечается, что ближнемагистральные лайнеры ARJ-21 до сих пор не получили в США сертификаты лётной годности FAA, хотя китайский сертификат был получен ещё в 2014 г. Затягивание прохождения сертификации может стать основным приёмом западных стран, чтобы не допустить С919 на свои рынки. С другой стороны, вытеснение зарубежных лайнеров с внутрикитайских перевозок также может стать важной задачей для авиастроительной отрасли КНР.

По оценкам Airbus в ближайшие 20 лет мировая потребность в узкофюзюляжных самолётах составит 19,5 тыс. единиц, из которых 14% (более 2500 машин) придётся на рынок КНР. Таким образом, 500 нынешних заказов на С919 – не столь значительный показатель даже для необходимого импортозамещения.

Вместе с тем известно, что партия С919 уже заказана тайской Bangkok Metropolitan Airlines.

Кроме того, китайские СМИ сообщают о потенциальных заказах из Африки, хотя пока конкретные страны или авиакомпании не называются. Такая идея имеет смысл, поскольку стоимость С919 и ожидаемые расходы на эксплуатацию ниже, чем у конкурентов. Поэтому лайнер определённо будет представлять интерес для небогатых компаний. Кроме того, американская сертификация FAA не столь актуальна для стран региона.

Сообщается и о предзаказе семи машин немецкой авиакомпанией, сделанном ещё в 2015 г., однако она ранее была готова закупить и ARJ-21, отказавшись впоследствии от этих намерений.

Отмечается, что Китаю предстоит большая, в том числе и политическая, работа с США по взаимной сертификации воздушных судов. До этого времени С919 будут поставляться на внутренний рынок. Однако данный рынок велик сам по себе и постепенно растёт. Сразу несколько компаний заказали по 15 – 20 новых лайнеров. Кроме того, в ближайшей перспективе Пекин сможет поставлять самолёты своим соратникам по Одному поясу – одному пути в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке.

Павел Мартынов