Стартующий 14 мая в Пекине форум "Один пояс — один путь" наряду с генсеком КНР Си Цзиньпином откроют президент России Владимир Путин и генсек ООН Антониу Гутерриш.
На мероприятие соберутся представители более 100 государств. На форуме подведут первые итоги развития китайской инициативы Шелкового пути, выдвинутой в 2013 году.
Владимир Путин займет на форуме почетное место лидера Евразийского экономического союза. Он также должен выступить в панели, включающей лидеров других европейских государств.
Российская стратегия участия в мероприятии сложилась следующим образом: отстаивать приоритет для Москвы ЕАЭС, подчеркивать позицию равного Китаю партнера, по возможности дистанцироваться от ОПОП в части Морского Шелкового пути. Участие в последнем предполагает косвенное признание правоты Китая в территориальных спорах в Южно-Китайском море и может неоправданно осложнить отношения Москвы со странами Юго-Восточной Азии и Индией, которая вообще выступает против стратегии КНР в регионе.
Для Китая форум станет демонстрацией возросшего при новом генсеке статуса страны в мире, для России — возвращением "политических долгов" и средством укрепить позиции Евразийского экономического союза перед лицом растущей китайской мощи.
В декабре 2014 года для финансирования инициативы был запущен Фонд Шелкового пути объемом $40 млрд, к этой же цели был приспособлен начавший работу в декабре 2015 года Азиатский банк инфраструктурных инвестиций объемом $100 млрд. Более 100 государств в той или иной форме заявили о присоединении к проекту.
Как сообщил профессор Восточно-Китайского педагогического университета Чжан Синь, единственное, что осталось неизменным — крайняя расплывчатость идеи. "ОПОП фактически вобрал в себя все другие внешнеполитические инициативы Китая, встав в центре нашей внешней политики. Его содержание при этом пока находится в стадии формирования, оно размыто. Руководство страны надеется, что на приближающемся форуме удастся согласовать конкретные форматы сотрудничества и скорректировать характер инициативы", - отметил профессор.
За прошедшие годы Пекин заключил сотни инфраструктурных соглашений, и в китайской прессе встречаются суммарные их оценки в размере от $300 млрд до $900 млрд., пишет "Коммерсант".