Налоговый маневр "22/22" - повышение НДС с одновременным снижением страховых взносов - едва ли способен повысить конкурентоспособность российской экономики, заявили эксперты РАНХиГС, ВАВТ и Института Гайдара. В очередном мониторинге экономической ситуации в России они проанализировали последствия обсуждаемой налоговой реформы, передает корреспондент Накануне.RU.
Напомним, в поддержанном Минэком варианте маневр предполагает повышение НДС с 18 до 22% с одновременным снижением страховых платежей до 22%. Идея еще обсуждается в кабмине, причем, там не исключают отказа от реформы, начало которой намечено на 2019 г. По замыслу мера должна стимулировать повышение конкурентоспособности и темпов экономического роста, но экономисты высказывают сомнение насчет достижимости цели.
Изменение структуры налогов даст прирост ВВП лишь на 1% за долгосрочный период. Причем основной эффект будет получен лишь в первый год (дополнительный прирост ВВП на 0,7%, а в следующее трехлетие по 0,1% прироста в год). При этом отмечается, что перспектива вывода заметной доли зарплат из тени за счет снижения страховых взносов малореальна.
"Что касается последствий повышения НДС, то среди них – краткосрочный рост потребительских цен на 3% при повышении НДС до 21% (наиболее высокий рост - на продовольственные и медицинские товары, товары для детей), а также рост издержек производства у тех, кто работает в рамках специальных налоговых режимов.
Как более выгодный оценивается вариант маневра в виде снижения налога на прибыль при повышении НДС. В результате у предприятий увеличатся инвестиционные ресурсы и усилятся стимулы к инвестированию, появится возможность централизации части ставки налога на прибыль и распределения между субъектами РФ прироста ставки НДС для компенсации выпадающих доходов. Дополнительный прирост ВВП будет в этом случае несколько выше – 1,5% за период 15– 20 лет.
Эксперты предлагают не только оценивать "плюсы" и "минусы" различных вариантов фискальной девальвации, но и исходить также из того, что ценностью является уже сама по себе налоговая стабильность.