Накануне губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев на заседании президентского совета по развитию физкультуры и спорта попросил президента Российской Федерации Владимира Путина произвести "100-процентное импортозамещение" в российском футболе. Кондратьев в своей речи обратил внимание на то, что у начинающих российских футболистов должна быть перспектива, которой сегодня нет, поскольку клубам выгоднее приобретать легионеров. В частности, он отметил, что сегодня "легионер - это игрок номер один в клубе, а все наши, даже подающие надежды и хорошо играющие, - это все равно игроки номер два". Кондратьев считает, что из-за этого страдает и сборная страны, поэтому обратился к президенту с просьбой произвести "100-процентное импортозамещение". Своим мнением о данной инициативе поделился с Накануне.RU председатель правления Объединения отечественных тренеров по футболу, член исполкома Российского футбольного союза (РФС) Михаил Гершкович.
Вопрос: Как Вы относитесь к инициативе Кондратьева?
Михаил Гершкович: Я считаю, что это дилетантские высказывания о футболе. Надо жить сегодняшними реалиями, и говорить о 100-процентом замещении просто не представляется возможным. Жизнь идет вперед, и весь мир развивается по определенным тендециям. У нас есть своя специфика, и лимит, может, в какой-то форме и нужен, но нужно в первую очередь говорить не о количестве, а о качестве. Здесь могут играть иностранные игроки, это доказывали и "Спартак", и "Зенит", и ЦСКА, которые приглашали высококвалифицированных футболистов, рядом с которыми росли наши игроки. Все должно быть разумно.
Вопрос: Нынешний лимит "6+5", когда на поле могут находиться не более шести игроков, не имеющих права выступать за сборную России, Вы считаете оптимальным?
Михаил Гершкович: Когда я возглавлял комиссию по лимиту, мы приняли, я считаю, очень взвешенное решение, что должно быть в заявке 10 легионеров [так называемый лимит "10+15": максимум 10 легионеров в заявке на сезон, при этом их количество в стартовом составе не ограничено, – прим. Накануне.RU]. Но качество этих легионеров должно быть регламентировано, чтоб это был очень высокий уровень игроков, а всякую, будем так говорить, "посредственность" надо отбросить. Я не хочу вдаваться в подробности, но была разработана система, которая как раз позволяла отсеять "ненужный хлам", по-другому я сказать не могу.
Есть интересы клубов, есть интересы сборной, и все это можно каким-то образом систематизировать, чтобы все это дело пошло, прежде всего, на благо российского футбола.
Вопрос: Если сравнивать опыт других стран. К примеру, в лигу MLS США и Китайскую Суперлигу в последние годы приглашаются за большие деньги звезды мирового футбола. Эти действия направлены на развитие футбола в этих странах или это вещи, связанные с бизнесом?
Михаил Гершкович: В каждой стране своя ситуация, своя специфика, и каждый ищет свой путь. Я не хочу сейчас ни комментировать, ни давать оценку пути развития ни американского, ни китайского футбола, это надо досконально все изучать. Просто так ничего не делается, у каждого разный путь. Сегодня мы должны говорить о том, в чем мы разбираемся, и где мы можем давать, как профессионалы, свои оценки.
В 2005 году на поле впервые в истории отечественного футбола в составе одной команды ( ФК"Динамо") вышли 11 легионеров
Вопрос: Бытует мнение, что из-за нынешней системы лимита автоматически возрастает зарплата и трансферная цена неплохо проявивших себя отечественных футболистов, из-за чего они, к примеру, не едут играть за рубеж, поскольку европейским топ-клубам проще приобрести более дешевый "аналог" на рынке, нежели из России. К тому же, получая хорошие деньги, "сидя дома" и зная, что место в составе тебе обеспечено, они тем самым не дают развиваться и молодым игрокам.
Михаил Гершкович: Еще раз говорю, что все нужно делать исходя из сегодняшней ситуации. Учитывать все моменты. В том числе о том, что вы говорили, а другие говорят еще что-то. Мы все это изучили, и предложили схему, которая, на наш взгляд, даст возможность ведущим клубам не упустить шанс где-то хорошо выступить, приобретая высококлассных футболистов.
А сама система как бы "отсеивания" футболистов, которые ничего из себя не представляют, не позволит клубам, скажем так, "второй восьмерки" [условное разделение команд Премьер-лиги на верхнюю и нижнюю половину (всего 16 клубов), – прим. Накануне.RU] приобретать иностранцев. И тогда как раз во второй восьмерке молодые футболисты могут получать возможность играть и получать футбольную практику, и там развиваться. И клубы, которые борются за высокие места, априори не будут покупать футболистов низкого уровня.
А рядом с высококлассными футболистами могут расти и развиваться наши молодые таланты. Ничего не должно быть искусственного, все должно развиваться естественно: должна быть и конкуренция, и должна быть возможность для того, чтобы ребята молодые могли себя проявить. Молодой талант – он всегда пробьется, но ему надо, конечно же, помогать.
Футболист Александр Кокорин со своим не единственным дорогостоящим автомобилем
Вопрос: Внедрение данной схемы обсуждается?
Михаил Гершкович: Схемы разные обсуждаются. Пока, у нас, к сожалению, влияют на определенные решения дилетантские высказывания. Как, например, себе позволил губернатор.
***
Накануне Путин с рабочим визитом прибыл в Краснодар. Вместе с Кондратьевым, вице-премьером РФ Виталием Мутко, помощником президента РФ Игорем Левитиным, президентом ФИФА Джанни Инфантино и владельцем футбольного клуба "Краснодар" Сергеем Галицким он посетил недавно построенный 34-тысячный стадион клуба РФПЛ. Кроме того, делегация посетила одну из крупнейших детских спортивных школ Европы – академию "Краснодара".
Стадион ФК "Кранодар"
В состав академии входят 25 филиалов: 9 расположены в Краснодаре и 14 - в населенных пунктах края. В настоящее время здесь идет работа с командами 10 возрастов, и ежегодно продолжается набор младших команд. В распоряжении воспитанников школы имеются несколько манежей с искусственной травой для занятий в холодное время года, 20 полноразмерных полей с натуральным газоном, а также 5 - с синтетическим.
Корпуса академии, в которых живут воспитанники
ФК "Кранодар" является, по сути, единственным подлинным частным клубом в РФПЛ, в который не "вливаются" огромные государственные средства. Стадион и академия были построены по инициативе и во многом за счет частных инвестиций президента клуба, по совместительству владельца розничной сети "Магнит" Сергея Галицкого. Клуб "Краснодар" был основан в 2008 году, и в данный момент является одним из лидеров российского чемпионата, регулярно представляя страну в еврокубках. Сам Галицкий не раз в различных интервью высказывался о лимите, говоря о том, что "если мы хотим иметь сильную сборную, надо заниматься детско-юношеским футболом, инфраструктурой, а не создавать какие-то искусственные ограничения".
Добавим также, что сегодня вице-премьер РФ и глава РФС Виталий Мутко, комментируя идею "100-процентного импортозамещения" в российском футболе, сказал, что "обязательно надо поговорить на тему легионеров в российском футболе после Чемпионата мира-2018".