Новости
РВС ответило уральским защитникам Анны Кузнецовой: "Ювенальных случаев изъятия детей становится больше из года в год"
Общество | Свердловская область | Уральский ФО | В России

В организации "Родительское всероссийское сопротивление", которое в последнее время выступает с критикой деятельности уполномоченного по правам детей в РФ Анны Кузнецовой, ответили на заявления фонда "Уральский родительский комитет" (УРК) и Екатеринбургского городского родительского комитета (ЕГРК).

В РВС считают, что детский омбудсмен заняла "соглашательскую позицию" в вопросе изъятия детей, и представители ряда родительских организаций, "убедившись в проювенальной соглашательской позиции омбудсмена", начали покидать общественный совет при уполномоченном, так поступила и председатель РВС Мария Мамиконян. В совместном заявлении УРК и ЕГРК было сказано, что они абсолютно не согласны с обвинениями и критикой в адрес Анны Кузнецовой. Там также рассказали, что за восемь лет их деятельности в Свердловской области "не было ни одного зафиксированного незаконного случая вмешательства органов опеки в семью, тем более изъятия детей". В редакцию Накануне.RU поступило письмо свердловских активистов РВС, мы публикуем его полностью:

"Недавно высказанная позиция уральских общественников фонда "Уральский родительский комитет" (УРК) и "Екатеринбургского городского родительского комитета" (ЕГРК) нам как представителям всероссийской организации по защите семьи "Родительское всероссийское сопротивление" (РВС) в Свердловской области кажется не очень корректной.

Во-первых, насколько нам известно, президент общественного фонда УРК Евгений Жабреев занимается не проблемами семейной политики, ювенальной юстиции, а проблемами культурного образования, информационной безопасности подрастающего поколения, что, конечно, немаловажно. По крайней мере, нам неизвестны случаи, когда общественники УРК и ЕГКР занимались бы юридической помощью семьям, у которых представители власти по какой-либо причине отобрали детей.

Но так как такие организации как РВС, АРКС и другие наши союзники вплотную работают с выявлением ювенальных технологий у нас в стране на протяжении нескольких лет, то мы с полной уверенностью можем сказать, что незаконные вмешательства органами опеки в семьи – это не единичные случаи, как заключила, ссылаясь на данные прокуратуры, Анна Кузнецова, а запущенный механизм общей ювенальной системы. Мы регулярно сталкиваемся со случаями, когда вместо помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, государственные органы отнимают детей, порой превышая свои полномочия. И таких ювенальных случаев больше из года в год.

Только по Свердловской области в базе организации РВС насчитывается несколько таких примеров, причём три обращения решены, а девять находятся в работе. Помимо этого, аналогичные факты избыточного вмешательства в семью и отбирания детей есть у других правозащитных родительских организаций, оказывающих юридическую помощь семьям, таких как АРКС.

Мы можем вспомнить наглядный пример в поселке Шурала, когда органы опеки заставили бабушку поместить внучек в реабилитационный центр из-за отсутствия электричества и запаса дров, после чего они были отправлены в приют.

В том же Нижнем Тагиле органы опеки поместили пятилетнюю девочку в приют из-за анонимного звонка полиции. При том что мать девочки не лишена и не ограничена в родительских правах.

Или буквально месяц назад мы защищали права екатеринбурженки, в чей дом пыталась попасть и провести проверку сотрудница комиссии по делам несовершеннолетних, не имея на то никаких законных оснований.

По поводу оценки общественников УРК действий РВС в адрес уполномоченного по правам ребенка как неправильной наступательной политики хочется напомнить, что Финляндия, где недавно Анна Кузнецова обсуждала вопросы сотрудничества в сфере защиты и прав детей, является одной из первых стран, где были внедрены ювенальные технологии и где, по официальной статистике, с период с 2013 по 2015 гг. были изъяты 74 русских ребенка.

После ежегодной пресс-конференции президента России, во время которой родительская общественность обратилась к президенту страны с просьбой – не дать развития ювенальным технологиям, Владимир Путин поручил министерству труда и социальной защиты, Общественной палате РФ и уполномоченному по правам ребенка проанализировать практику изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью.

Ответ Анны Кузнецовой по положению ювенальной юстиции в России нам кажется как минимум неполным. Работая непосредственно на протяжении более трех лет с реальными случаями незаконного отобрания, общаясь с пострадавшими, мы не могли не отреагировать, как выразились общественники УРК и ЕГРК, "наступательно", на нежелание уполномоченного по правам ребенка видеть реальную угрозу российским семьям".