Предварительное голосование "Единой России"-2017 оказалось эффективным инструментом реализации политики обновления региональных политических элит,. Такой вывод содержится в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), посвященном анализу прошедших праймериз. Доклад имеется в распоряжении редакции Накануне.RU.
Авторы исследования напоминают, что праймериз на губернаторских выборах предполагают выдвижение кандидатов членами регионального политсовета или президиума Генсовета партии. Участники праймериз должны провести встречи не менее чем с половиной секретарей местных отделений партии, а на региональной конференции "Единой России" состоится официальное выдвижение кандидата в губернаторы. В докладе упомянут недавний скандал с якобы "кулуарностью" проведения предварительного голосования, после которого, как известно, один из героев "крымской весны" и бессменный руководитель избирательной комиссии города Валерий Медведев официально ушел в отставку.
В докладе отмечается, что модель губернаторских праймериз оказалась в центре критики оппозиции. "В Севастополе оппоненты "Единой России" заявили, что партия "кулуарно проводит праймериз, в которых выдвиженца определят 76 выборщиков". Тем не менее подобный аргумент используется оппозиционными партиями редко: в самих этих партиях вопрос о кандидатах на губернаторских выборах принимается максимально кулуарно, часто – без согласований с первичными организациями и местными отделениями", - считают в АПЭК. Генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов в комментарии Накануне.RU подчеркнул, что такие обвинения партии в "кулуарности" традиционны. "Но это совсем не кулуарная история, на самом деле она осуществляется по жесткой процедуре, которая может быть повергнута достаточно серьезному общественному контролю. А если бы праймериз не было? Были бы списки, непонятно кем и где утвержденные, и люди, которые не находили бы себя в них, не понимали бы логики. Здесь логика публичного политического поражения, а там логика - "ты не в списке", ее трудно объяснить. Процедуры элите нужны, и праймериз такие процедурные гарантии создает", - выразил мнение политолог.
Авторы доклада подчеркивают, что в праймериз-2017 более значимой стала не публичная сторона (повышение узнаваемости кандидатов у избирателей, привлечение внимания к партии), а менее "броская" роль инструмента согласования внутриэлитных противоречий.
"Учитывая напряженную работу Госдумы в течение последних месяцев, у федеральных парламентариев становится меньше возможности влиять на региональную политику. Появляются возможности для роста влияния регионального и муниципального депутатского корпуса, а значит, и для усиления роли праймериз "Единой России", этот корпус формирующих", - говорится в тесте исследования.
В докладе в частности проанализированы мотивы целесообразности проведения губернаторских праймериз. Напомним, кандидатуры врио губернаторов уже назначены президентом РФ. Однако предварительное голосование "ЕР" "работает" в пользу расширения электоральной базы врио губернатора за счет групп избирателей, с которыми альтернативным участникам праймериз проще вести диалог. Врио главы региона могут тем самым доработать свою программу тезисами, которые продвигают другие кандидаты.
В ряде субъектов РФ участие альтернативных кандидатов в подготовке предвыборной программы губернатора подчеркивается официально. "Например, в Свердловской области секретарь регионального отделения партии Виктор Шептий, участвовавший в праймериз вместе с врио губернатора Евгением Куйвашевым, включен в состав рабочей группы по доработке его предвыборной программы "Пятилетка развития", - отмечается в докладе.
Роль праймериз важна и с точки зрения дополнения предвыборного образа губернатора, отмечают политологи. Так, вместе с 67-летним главой Белгородской области Евгением Савченко на предварительное голосование вышла 36-летняя Наталья Полуянова - вице-губернатор и секретарь регионального отделения "Единой России". "Такой тандем должен был подчеркивать, что возраст основного кандидата – не помеха обновлению руководства области и появлению там молодых управленцев. Образ губернаторов-"варягов" оттеняют представители местных элит, идущие на праймериз вместе с ними", - считают в АПЭК.
Более того, по словам авторов доклада, некоторые оппоненты врио главы регионов даже усиливают образ губернатора. Такой сценарий высветился по итогам анализа подбора кандидатов в Калининградской области, где ставку сделали на молодость оппонента врио губернатора Антона Алиханова.
Праймериз, по мнению АПЭК, полезны и для отбора кандидатов в члены Совета Федерации, которые пойдут на выборы в связке с губернаторами. "Кандидаты в Совет Федерации, которые в итоге пойдут на выборы в связке с врио губернатора, должны быть для него дополнительной опорой, а не источником проблем. Их участие в праймериз поможет избежать подобных рисков еще "на берегу", - говорится в докладе.
Кроме того, подчеркивается в исследовании, выход новых региональных руководителей на праймериз свидетельствуют о значимости "Единой России" в политической системе. "Назначенный президентом врио губернатора не просто автоматически утверждается региональным отделением "Единой России" - его кандидатура проходит через внутрипартийное обсуждение и голосование. Если он не был членом партии, то теперь заявляет о намерении вступить в нее (как, например, врио главы Калининградской области Антон Алиханов). А в ряде регионов (Белгородская, Свердловская, Томская области) на праймериз вышли секретари региональных отделений партии (Наталья Полуянова, Виктор Шептий и Александр Куприянец соответственно)", - отмечается в докладе.
Количество участников губернаторских праймериз в разных регионах колеблется от двух (Белгородская, Калининградская. Новгородская, Саратовская, Томская области, Пермский край, Бурятия) до пяти кандидатов (Кировская область). Три кандидата выходят на предварительное голосование в Ярославской области, Карелии и Мордовии, четыре – в Марий Эл, Рязанской области и Севастополе.
Наиболее популярный, но в тоже время уязвимый вариант - с двумя кандидатами. К примеру, в Пермском крае второму участнику праймериз, депутату краевого заксобрания Сергею Клепцину пришлось отказаться от активного ведения кампании после заявлений по поводу матерей-одиночек.
Авторы доклада прогнозируют, что вариант с участием не менее трех кандидатов в праймериз станет более распространенным на губернаторском предварительном голосовании в 2018 году, поскольку большее количество кандидатов эффективнее скажется на расширении электората основного кандидата.
Проанализированы в исследовании и категории оппонентов врио губернаторов на праймериз. Самыми значительными стали руководители вузов: ректор медакадемии Игорь Шешунов в Кировской области, ректор государственного университета имени Демидова Александр Русаков в Ярославской, ректор Поволжского государственного технологического университета Виктор Шебашев в Марий Эл, ректор Петрозаводского государственного университета Анатолий Воронин в Карелии. Как уточняется, ректоры выходят на предварительное голосование именно там, где врио губернатора являются "варягами". К слову, нынешний глава Приморского края Владимир Миклушевский вошел в региональную элиту с должности руководителя Дальневосточного федерального университета.
Оппонируют основным кандидатам и главы исполнительных и представительных органов муниципальных образований, предприниматели и бизнес-управленцы, общественники, работники сферы культуры. Реже - чиновники.
"В дальнейшем весьма вероятна более серьезная ставка "Единой России" на электоральную роль губернаторских праймериз. Значение предварительного голосования в формировании команды новых руководителей регионов, а также продвижении не только самого врио губернатора, но также перспективных молодых управленцев и политиков, участвующих в праймериз, может возрасти", - делают вывод авторы доклада.
Оценены в докладе и ключевые параметры праймериз в органы муниципальной власти. Здесь уровень конкуренции на праймериз, по данным АПЭК, в целом был достаточно высоким. "Например, в Барнауле за право бороться за 40 мандатов в горсовет боролись 160 кандидатов, в Омске – 131 человек, а во Владивостоке – 153 человека на 35 мест. В каждом из городов выделяются наиболее конкурентные округа. Так, в Омске наибольшее число претендентов было зарегистрировано по территории №4 (11 участников), немногим меньше – по территории №2 (10 человек). В Барнауле среди лидеров оказались территории №12 (11 претендентов) и №11 (10 кандидатов)", - говорится в докладе.
Явка на праймериз часто оказывалась обратно пропорциональна населению города. Так, в самом крупном из областных центров, где в сентябре 2017 года пройдут выборы городского Совета, Омске, активность избирателей, несмотря на весьма конкурентную кампанию, составила 2,9% (при общероссийском показателе 9,22%).
В целом, как отметил Орлов, губернаторские праймериз - вполне определенная, хоть и специфическая, модель. "Их конфигурация задается назначением врио президента. Они используются как механизм формирования команды, обкатки программы врио глав регионов, согласования тех же кандидатов в Совет Федерации. Этот формат диктует и движение предварительного голосования, и результаты. Есть разные оценки у политологов. На мой взгляд, баланс позитивный. Праймериз позволяет формализовать процесс взаимодействия с элитой и выработку программы, которые в случае отсутствия праймериз не был бы формализован", - сказал гендиректор АПЭК.
"Что касается праймериз в муниципальные органы власти и региональные заксобрания, там схожие принципы. Они обусловлены конкуренцией, которая была весьма высокой на этих выборах. При этом некоторые внутриэлитные конфликты удалось существенным образом сгладить. Например, в Омске, Владивостоке, Барнауле. В этом смысле праймериз в этом качестве впервые рельефно себя проявили", - добавил Орлов.