Исламовед и один из ведущих специалистов в стране по изучению деятельности деструктивных сообществ в виртуальном пространстве, преподаватель Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Максим Ильин прочитал серию лекций для студентов и преподавателей свердловских вузов на тему разнообразных форм виртуальной деструктивной активности в соцсетях. Образовательная сессия была организована Центром этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма, сообщили Накануне.RU.
"Самым большим минусом виртуального пространства является то, что мы общаемся при отсутствии межличностного контакта как такового. То есть не видим человека, соответственно, не можем со стопроцентной уверенностью утверждать, кем он является в действительности. Юноша или девушка могут думать, что общаются с порядочным человеком, а на самом деле по ту сторону может находиться бот или злоумышленник, который, скорее всего, хочет навредить вам", – пояснил эксперт.
Специалист отметил, что все практики манипуляций со стороны злоумышленников не носят случайного характера. Прежде, чем выбрать жертву и начать агитировать ее вступить в какую–то деструктивную, экстремистскую или террористическую организацию, злоумышленники проводят глубокий анализ аккаунтов своих будущих жертв. Молодые люди значительно упрощают им этот процесс, размещая какую–либо информацию о себе, своих переживаниях, предпочтениях и проблемах. Если злоумышленник принимает решение пойти на контакт, значит, он уверен, что подобрал "ключ" к своей жертве.
По словам Ильина, зачастую контакт с вербовщиком не устанавливается сразу. Например, нередко возникает ситуация, когда злоумышленник долгое время только комментирует и оценивает комментарии, посты, фотографии своей потенциальной жертвы. Этот прием используется с расчетом на то, что размещая ту или иную информацию, мы подсознательно ожидаем позитивного отклика на неё со стороны других пользователей.
"Такой способ называется "прилипание" или "привыкание", когда вы привыкаете к присутствию другого профиля в своей повседневной жизни. При установлении контакта, чтобы расположить вас к себе, злоумышленник использует комплименты, фразы восхищения, проявления заботы, просит совета, исходя из информации из вашего профиля, таким образом, ждет проявления вашего участия в их жизни. После установления прочного контакта с вами "новый друг" постоянно напоминает о себе: отправляет аудио– и видеозаписи, приглашает обсуждать что-то на форумах, может привлекать к участию в онлайн–играх – вариантов может быть огромное множество. Помимо всего, для коммуникации могут привлекаться такие сервисы как Viber, Whatsapp, Telegram. Когда коммуникация установлена, злоумышленник постарается сделать вас зависимым от себя", – предостерёг своих слушателей эксперт.
В течение нескольких лет Максим Ильин вместе с группой коллег проводил исследование, которое показало, что у опытных интернет-вербовщиков в среднем уходит от двух до шести месяцев на то, чтобы сделать человека зависимым, завербовать, сменить его модель поведения, разрушить привычные социальные связи.
"Если человек что–то рассказал о себе, раскрыл какие–то тайны, и злоумышленник грозится их обнародовать в сети, чтобы испортить его репутацию, это называется диссинг. Фрейпинг – это когда злоумышленник каким–либо образом получает контроль над вашей учетной записью в социальных сетях и публикует нежелательный контент от вашего имени. Это могут быть оскорбления, экстремистские тексты, порочащая информация. Эти и другие формы подобного давления и преследования с использованием цифровых технологий принято называть кибербуллингом", – пояснил ученый.
Кроме того, своим слушателям Максим Ильин дал несколько четких советов о том, как распознать вербовщика в сети. По его словам, во-первых, интернет–злоумышленники, как правило, избегают размещения в сети собственных фотографий и видеозаписей, номеров телефонов или электронной почты – всего того, чтобы давало дополнительную информацию о нём. В основном используются замещающие изображения. Если после знакомства с профилем потенциального "друга" вы не можете установить его пол, возраст, географическую локацию, будьте внимательны – вы не знаете, с кем в реальности собираетесь начать общение. Если вы не уверены, стоит ли начинать общение или отвечать на поступившее сообщение, просмотрите "стену" профиля – какая информация размещена и как долго профиль функционирует. Как правило, профили интернет–агитаторов существуют непродолжительное время и часто меняются.
Кроме того, эксперт посоветовал в онлайн-общении избегать особенно доверительных бесед, предостерег не делиться личными и семейными проблемами, избегать разговоров о материальном положении и доходах семьи.
"Наконец, самое действенное средство раз и навсегда отпугнуть от себя интернет–злоумышленника – в ответ на какие–либо его противоправные призывы отправить ему цитату соответствующей статьи Уголовного кодекса, их это пугает, и они прекращают общение. Проверено многократно, это работает", – заверил студентов Максим Ильин.