Заявленный ранее на 15 июня митинг работников севастопольского государственного унитарного предприятия центрального конструкторского бюро (ЦКБ) "Черноморец" против фактической ликвидации предприятия так и не был проведен. В правительстве города создана рабочая группа, которая взялась изучать проблему. Но пока нельзя сказать определенно – идет ли речь о реальных планах властей развивать судостроительную отрасль, то ли просто борьба за помещения в центре города-героя поставлена "на паузу" в целях недопущения новой протестной активности, передает корреспондент Накануне.RU.
Поводом для очередного конфликта в Севастополе и фактических протестов против действий врио губернатора Дмитрия Овсянникова и его правительства послужило постановление от 8 июня. Документом предусмотрено вхождение ЦКБ "Черноморец", предприятия с 70-летней историей, в состав ГУП "Севастопольский морской завод". Что характерно, на сегодняшний день в составе ЦКБ фактически числится около 40 человек трудового коллектива, включая такие службы, как аппарат управления, бухгалтерия и т.д., на "Севморзаводе" - не более 40 человек. Оба предприятия за последние годы фактически не работают. Тем не менее, с желанием Овсянникова оказались не согласны прежде всего в ЦКБ. Основной причиной ликвидации "Черноморца" в самом ЦКБ называют желание "приватизировать" те помещения в центре города, которые исторически занимает предприятие. По некоторым данным, ранее были планы выселить корабелов из здания в центре и переселить туда чиновников.
ЦКБ "Черноморец" было основано в 1947 году по распоряжению Политбюро ЦК КПСС. Курировал проект лично нарком Лаврентий Берия. Предприятие специализировалось на разработке документации для среднего ремонта и модернизации военных судов и судов вспомогательного флота. Обслуживало в первое время Северный, Балтийский, Черноморский флот и Каспийскую флотилию. Позже сфера разработок сузилась — в основном КБ переключилось на корабли ЧФ. Министерство судостроительной промышленности считало "Черноморец" базовой организацией по судоремонту. В советские времена на предприятии работало 1 тыс. 200 человек.
"Мы думаем, что причиной реорганизации путем нашего присоединения к неработающему "Севморзаводу" является интерес к тем помещениям, которые мы сегодня занимаем. Нам говорят, покажите заказы, покажите объем работ, которые выполняет сейчас бюро. Мы говорим – мы готовы довести численность наших конструкторов, инженеров до 60 человек, по заказам сегодня идут переговоры, но если нас сейчас ликвидировать, то, естественно, никаких заказов не будет", – заявил Накануне.RU председатель профсоюзной организации ЦКБ "Черноморец" Анатолий Михайленко.
По словам нашего собеседника, одной из главных проблем в реорганизации и ликвидации предприятия ЦКБ "Черноморец" является гигантский архив (более 2,5 млн единиц хранения) конструкторского бюро. Равноценных помещений для размещения архива чиновники Севастополя почему-то не предусмотрели.
Плачевное состояние ЦКБ обсуждается в Севастополе уже давно, но как только стало известно о готовящейся на 15 июня акции корабелов из ЦКБ в виде митинга, в правительстве Овсянникова оперативно собрали совещание по данному вопросу. 13 июня прошла встреча руководства ЦКБ (присутствовал в том числе и главный критик Михайленко) с вице-губернатором Ильей Пономаревым, по ее итогам решено было создать специальную рабочую группу по урегулированию вопросов.
Фактически правительственный чиновник заверил, что речи о ликвидации предприятия не ставится: другое дело, что накопившиеся проблемы в судостроительной отрасли Севастополя решать нужно.
"Сегодня у нас около 40 конструкторов заняты различными работами по профилю, повторяю, будут заказы, в любой момент численность коллектива может быть увеличена. Например, у нас продолжают плодотворно трудиться группа электриков, другие специалисты в узких областях, нельзя говорить, что предприятие не функционирует!" – уверен Анатолий Михайленко.
Создавшееся положение прокомментировал и Вячеслав Аксенов, председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Севастополя по бюджету. "Объем работ ЦКБ "Черноморец" многократно уменьшился, разработки устарели. Давайте говорить откровенно – нужно по одежке протягивать ножки, и если предприятие сегодня не может за счет выполнения заказов содержать помещение в центре города, то, возможно, нужно переезжать. Присоединяться к другому предприятию и пытаться вместе найти свою нишу", – говорит Аксенов.
Некоторое время назад врио губернатора Дмитрий Овсянников поручил реанимировать "Севморзавод" в частности и судостроительную отрасль в целом. По данным правительства Севастополя, сейчас доля судостроения, судоремонтных работ в экономике города не превышает 6%. В отрасли со всеми натяжками (простои в работе, ожидание заказов и т.д.) заняты порядка 3 тыс. человек, при этом в основном – на малых предприятиях. Разработанная правительством Севастополя стратегия социально-экономического развития предусматривает до 2030 года увеличение количества занятых в судостроительной сфере до 7 тыс. человек, а город, по задумке чиновников, должен превратиться в центр черноморского судостроения и судоремонта.
Что удастся осуществить из задуманного, покажет будущее, в котором только предстоит найти свое место и коллективу ЦКБ "Черноморец". Но, как видно, пока шаги новой команды севастопольской власти в этом направлении вызывают скепсис. Хотя отмена митинга и демонстрирует начавшийся спустя неделю после выхода постановления о реорганизации диалог.
Следует напомнить, что за неполный месяц (май - июнь) резкий шквал критики получило сразу несколько решений правительства Дмитрий Овсянникова, кандидата в губернаторы от "Единой России": сначала возмущенные горожане вышли на митинг против представленного генплана города, затем ветеранская организация города сообщила о несогласии с увольнением начальника управления транспорта Игоря Козина.