В Худжанде, административном центре Согдийской области Таджикистана, прошла ежегодная, четвёртая по счёту торговая ярмарка. Это мероприятие, ставшее уже традиционным, показывает достижения самой экономически развитой области страны и служит площадкой для развития международного сотрудничества. В этом году ярмарку посетили представители восьми стран и 23 международных организаций, передает корреспондент Накануне.RU.
Таджикистан известен в России, прежде всего, своей плодоовощной продукцией. Однако, АПК Согдийской области ей не ограничивается. На ярмарке были представлены предприятия, производящие мясную, молочную продукцию, а также несколько ликёро-водочных заводов.
В ходе общения с производителями на стендах выяснилось, что они работают, преимущественно, на внутренний рынок. В Россию и страны ЕАЭС значительная часть продукции таджикистанского АПК не поставляется. Мясная, молочная продукция и алкоголь изготавливаются из высококачественного сельскохозяйственного сырья, а производственные линии зачастую (как в случае, например, Гафуровского ликёро-водочного завода) построены ещё во времена СССР, при этом предприятия придерживаются советских ГОСТовских стандартов.
Даже при производстве продукции высокого качества, возникают трудности, связанные с сертификацией и логистикой. Сложности транспортировки делают крайне затруднительной доставку скоропортящихся молочной и мясной продукции. Хотя, стоит отметить, что в Таджикистане производятся, например, сыры и сгущенное молоко, мясные консервы или товары в вакуумной упаковке (в том числе, экзотичный для российского рынка бараний жир), срок хранения которых вполне позволяет наладить их доставку и сбыт на территории РФ.
Заместитель председателя Согдийской области Анвар Яъкуби, отвечая на вопрос корреспондента Накануне.RU, отметил: "В 2015-16 гг. экспорт в натуральном выражении увеличился, но в стоимостном выражении в 2016-м был немного ниже из-за ценообразования. В этом году мы стараемся отгружать продукцию, но у вас тоже проходят реформы, ограничиваются неорганизованные рынки, сейчас более качественная продукция сразу идёт в торговые сети. И это очень хорошо. Идёт совместная работа. Но надо ещё очень многое сделать, в первую очередь нашим производителям, чтобы соответствовать тем требованиям, которые существуют на российском рынке. Это и сертификация, и упаковка, и логистика, это предпогрузочная сортировка. Мы не стоим на месте, и вы не стоите на месте. Надо будет двигаться, и мы будем работать".
На выставочных стендах можно было увидеть строительные и отделочные материалы, а также, например, пластиковые трубы (они очень важны для сельского хозяйства региона, так как широко используются для орошения полей и садов). Стоит отметить, что многие производители стройматериалов прибыли на ярмарку из Узбекистана. И активное участие предпринимателей из этой страны, с которой Таджикистан делит Ферганскую долину, стало одной из особенностей Сугда-2017. Всего в рамках ярмарки было подписано более 70 соглашений между бизнесменами и руководством предприятий двух стран, а в целом - порядка сотни контрактов и меморандумов, что в четыре раза превышает показатели прошлого года.