Сегодня сенатор Антон Беляков внес в Государственную Думу законопроект, устанавливающий запрет на использование онлайн-витрин для демонстрации алкогольной продукции.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе члена Совета Федерации, одновременно инициативой Белякова предлагается наказывать компании, не соблюдающие запрет на розничную продажу алкоголя дистанционным способом, серьезными административными штрафами, а за повторное нарушение – привлекать сотрудников таких организаций к уголовной ответственности. По мнению сенатора, спрос на алкоголь в Сети по-прежнему остается стабильно высоким: покупателей привлекает низкая цена, возможность приобретения алкоголя в ночное время, а также отсутствие проверки продавцом возраста клиента.
Антон Беляков отмечает, что для представителей экспертного и профессионального сообществ не секрет, что в России существует более 10 тыс. сайтов, под тем или иным предлогом осуществляющих продажу алкогольной продукции дистанционно. Одни компании позиционируют свои сайты не как интернет-магазины, а как каталоги, на которых можно ознакомиться с товарами: при таком способе чеки выдаются курьерам, которые включают стоимость алкоголя в договор на курьерские услуги. Другие магазины предлагают купить зажигалки или другую сувенирную продукцию, к которой в качестве бонуса прилагается алкоголь.
"Потребители, покупая алкоголь в Интернете, не задумываются о том, что по сути рискуют своим здоровьем. Нередко в интернете продается поддельная алкогольная продукция довольно низкого качества. Имеют место даже случаи летального исхода после употребления таких напитков", - говорит сенатор.
Он напомнил, что по данным Центра исследований рынков алкоголя, примерно каждая третья бутылка элитного импортного алкоголя, продающаяся в России, - контрафакт, а доля контрафактного и фальсифицированного элитного алкоголя, реализуемого через интернет-ресурсы, значительно выше.
"Реализация алкоголя в Интернете – это криминальный бизнес. И все его участники должны понимать, что их действия противозаконны и будут влечь за собой серьезную ответственность, вплоть до уголовной. За розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом наш законопроект предусматривает административную ответственность для юридических лиц в виде штрафа от 500 тыс. до одного миллиона рублей. А в случае, если правонарушение совершено неоднократно, то сотрудников и должностных лиц этой компании предлагается привлекать к уголовной ответственности", - пояснил парламентарий.
"Уже сейчас наиболее распространенной формой "обхода" запрета дистанционной продажи алкоголя являются онлайн-витрины. В соответствии с действующим законодательством, использование виртуальных витрин не признается продажей алкоголя через интернет, так как процесс покупки и оплаты товаров формально должен происходить в стационарной торговой точке. Но осведомленные потребители в курсе, что, даже несмотря на всплывающую информацию на сайте магазина о том, что дистанционная продажа им не осуществляется, после бронирования заказа менеджеры предложат покупателю оформить курьерскую доставку выбранной алкогольной продукции на дом. Вместе с тем, многие эксперты считают, что онлайн-витрины алкогольных напитков незаконны сами по себе, поскольку имеют все признаки рекламы алкоголя, которая запрещена в СМИ и сети интернет. Виртуальные витрины с горячительными напитками могут стать новым каналом стимулирования потребления алкоголя, в том числе, во многом за счет молодежи, которая активно пользуется интернетом, а это, в свою очередь, идет вразрез с реализуемой государством в течение долгих лет программой по снижению уровня потребления алкоголя. На основании изложенных причин наш законопроект устанавливает запрет на использование онлайн-витрин для демонстрации алкогольной продукции", - резюмировал Антон Беляков.