Новости
В США появится памятник советским летчикам, погибшим в годы Второй мировой войны
Политика | За рубежом

В США установят памятник 11 советским летчикам, погибшим при перегоне самолетов-амфибий из США в СССР в годы Второй мировой войны. Об этом рассказал заместитель начальника управления Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества Андрей Таранов.

В память о мужестве советских летчиков планируется также установить памятную плиту на территории базы Береговой охраны США, сообщили Накануне.RU в пресс-службе Минобороны РФ.

"Управления Министерства обороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества и представительства российского военного ведомства по организации и ведению военно-мемориальной работы в США посетила с визитом Элизабет-Сити, где состоялась встреча с мэром и членами городского совета, прошла презентация макетов памятника и мемориальной плиты, в ходе которой обсуждались технические детали проектов, в частности, размеры мемориальных объектов", – говорится в сообщении силового ведомства. Там же отмечено, что визит делегации приурочен к Дню памяти и скорби, который ежегодно проводится в России 22 июня. Памятная доска и памятник откроют для широкой публики еще одну страницу совместной истории двух государств.

минобороны рф, министерство обороны рф(2022)|Фото: ТРК ВС РФ "ЗВЕЗДА"

Представители мэрии и офицеры базы Береговой охраны США обещают помощь и административную поддержку в проведении работ по установке памятного знака и памятника, считая это своим долгом, жестом уважения и восхищения по отношению к советским летчикам, погибшим при выполнении опасной миссии в годы войны, служебного задания по перегону авиационной техники.

Активное участие в проведении этой работы принимает также руководство Агентства Минобороны США по учету военнопленных и пропавших без вести.

Вид на Пентагон с воздуха в Вашингтоне, США(2023)|Фото: Reuters / Joshua Roberts

Таранов рассказал о том, что удалось сделать копии оригинальных свидетельств о смерти пяти членов экипажа, потерпевшей крушение летающей лодки. Также есть подтверждение информации о том, что останки британского военнослужащего (радиста Натароса Питера) были отправлено с целью захоронения в город Торонто (Канада), останки советского штурмана (капитан Левин Валентин Моисеевич) были отправлены в СССР (согласно материалам обобщенной базы данных "Мемориал" Левин похоронен на Донском кладбище в Москве).

В настоящее время ведется работа по поиску мест захоронения остальных погибших членов экипажа, соответствующий запрос о предоставлении документов по проекту "Зебра" с целью уточнения места захоронения советских военнослужащих передан представителям американской стороны. Отметим, что проект перегона американских "летающих лодок" в действующие флоты СССР началось летом 1944 года. Их перегонка осуществлялась в рамках проекта "Зебра", гриф секретности в РФ снят в 2007 году, в США – в 1994 году.

По результатам работы с открытыми источниками информации и проведенным архивным поиском был найден непосредственный участник вышеупомянутых событий – бывший военный переводчик ВВС США Грег Гагарин, который рассказал о проекте "Зебра".

С его слов, техника принималась в США в городе Элизабет-Сити (штат Северная Каролина) советскими морскими летчиками авиагруппы специального назначения. Авиагруппа состояла из 26 экипажей: десять – от ВВС Северного флота, 10 - от ВВС Тихоокеанского и шесть - от ВВС Черноморского флота. Командиром группы был назначен полковник Васильев.

Первую партию гидросамолетов "Номад" и "Каталина" в количестве 47 машин перегоняли для Северного флота. Протяженность маршрута составляла 8325 км, полетное время около - 50 часов. Самолеты выходили на маршрут отрядами по четыре машины. По ходу перелета им приходилось совершать промежуточные посадки на авиабазах союзников. Для обеспечения полета английским командованием на каждый самолет были выделены штурман и бортрадист, которые следовали с нашими экипажами до Рейкьявика, затем англичане возвращались в США для повторного вылета с другими экипажами.

Вся операция по перегону гидросамолетов для Северного флота была произведена в период с 25 мая по 26 июля 1944 года.

На последнем этапе пути (Исландия - Мурманск) погиб экипаж подполковника Романова, в который входили командир авиагруппы полковник Васильев, флаг-штурман ВВС ВМФ Мосцепан, лейтенант Скворцов (их тела были обнаружены и, так как их приняли за американских пилотов, захоронены в Бельгии), бортмеханик Чичкан воздушный стрелок Кузнецов (их тела до сих пор не найдены).

В сложных метеоусловиях их самолет врезался в скалы на северном побережье Норвегии (до сего года летчики числились пропавшими без вести), также существует версия о том, что "Номад" был сбит немецкими истребителями. После гибели полковника Васильева руководство авиагруппой принял полковник Чибисов.

По информации Минобороны РФ, для нужд Тихоокеанского флота гидросамолеты перегонялись восточным маршрутом через Берингов пролив во Владивосток. С 25 августа по 11 сентября 1944 года по нему перелетели 30 "летающих лодок" - для Черноморского флота и полярной авиации Главсевморпути было выделено 59 машин. Их перегон осуществлялся самым длинным маршрутом - из США борты следовали через Бразилию, Марокко, Ирак в Баку, а оттуда в Севастополь. Протяженность этой трассы составила 13685 км. Перегон осуществлялся в период с 28 сентября 1944 года по 28 марта 1945 года.

До си хор причина катастрофы не выяснена. Но последняя партия (28 машин) была перегнана в СССР с 23 июня по 21 августа 1945 года.

Андрей Яловец