За последние 2,5 года в Азию уехало более 300 российских пилотов - командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов, еще порядка 400 пилотов находятся в процессе оформления документов, пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники в отрасли. По данным издания, утечка затронула, в частности, S7, "Уральские авиалинии", "Волга-Днепр" и "ВИМ-Авиа".
Уход из "ВИМ-Авиа" сразу 12 КВС мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы, в авиакомпании подтвердили, что некоторые пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Основная причина оттока, по мнению "ВИМ-Авиа", "имеет экономический характер": в странах Азии государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава. Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в кулуарах ПМЭФ-2017 рассказал, что в компании есть дефицит российских КВС, и подтвердил, что "пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше".
В Китае в 2016 г. насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, по данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год. Авиакомпании РФ с 2011 г. из-за дефицита КВС также боролись за право нанимать иностранных пилотов, и в 2014 г. правительство выделило им квоту — до 200 иностранцев в год. Но это совпало со спадом пассажиропотока и ослаблением рубля, спрос на работу в РФ упал.
В Минтрансе подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что "проблема гораздо меньшего масштаба". Там согласны, что отток вызван "прежде всего курсовой разницей валют". Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро "будут представлены на общественное обсуждение".