Минздрав предложил ограничить скрытую рекламу алкогольной продукции, при которой спиртное или его логотипы демонстрируются в фильмах, телепередачах и в печатных иллюстрациях.
Как сообщает газета "Известия" со ссылкой на ведомственную "Стратегию формирования здорового образа жизни населения", под соответствующие определения также попадают упоминания о качестве напитков.
Данный проект появился в начале 2017 года, и на данный момент экспертами и заинтересованными органами федеральной власти обсуждается его вторая редакция.
В качестве примера подобного называются имитационные товары (продукция, не являющаяся спиртным, но явно ассоциирующаяся с ним), а также технология скрытой рекламы. В последнем случае, как пояснили в министерстве, демонстрируется либо продукт, используемый героями фильма или телепередачи, или в печатных иллюстрациях, либо его логотип, или упоминается качество напитка.
Издание напоминает, что, в соответствии с законом "О рекламе", в России с 2013 года запрещена реклама алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах. Кроме того, закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", предусматривает полное ограничение на передачу в эфир с 4.00 до 23.00 фактуры, способной вызвать желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию либо принять участие в азартных играх, и т.д. Исключения составляют лишь программы, доступ к которым осуществляется на платной основе.
По мнению председателя коллегкии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнёры" Евгений Корчаго, любой показ процесса употребления спиртного в художественном произведении вовсе не означает, что это вызовет желание совершить аналогичное действие. Кроме того, как отметил собеседник "Известий", нельзя назвать любую сцену распития алкоголя скрытой рекламой.
Противоположную позицию изданию высказал глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, который уверен, что демонстрация алкоголя может квалифицироваться как информация, провоцирующая к его потреблению.
"По телевизору идут фильмы со сценами возлияний, и никто на это внимания не обращает", — отметил он, добавив, что "необходимо запретить подобную демонстрацию".
Кинорежиссёр Владимир Бортко считает инициативу Минздрава неуместной.
"Герой, например, хочет выпить. Где он это должен сделать, за кадром? А если он специально пьет с девушкой дорогое шампанское и хочет, чтобы она знала, что он купил именно этот напиток, как быть?" — передаёт издание его слова.
Председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ отметил, что показ спиртных напитков в фильмах в ряде случаев необходим для реализации художественного замысла. Тем более, по его мнению, такой жёсткий запрет приведёт к тому, что телеканалы останутся без эфиров, а что делать со старыми классическими лентами — неясно.