Церковь предлагает всем покаяться в Екатеринбурге в годовщину расстрела семьи и окружения отрекшегося в 1917 году от престола Николая Романова. О том, как пройдут "Царские дни" в уральской столице, а также о ночном крестном ходе на Ганину Яму рассказали сегодня епископ Среднеуральский Евгений, заведующая музеем духовно-просветительского центра "Царский" Татьяна Романюк, директор музейно-выставочного центра монастыря "Ганина Яма" Владимир Кузнецов и директор выставочного общества "Уральские выставки" Андрей Шварнев, передает корреспондент Накануне.RU.
Ключевые события "царских дней" пройдут с 14 по 20 июля. Начнется все с торжественного колокольного звона "Благовествуй, земле уральская!", с концерта колокольных звонов у храма-колокольни Большой Златоуст в Екатеринбурге.
16 июля в 13.00 начнется малый крестный ход по пути прибытия царственных страстотерпцев в Екатеринбург от станции Шарташ до Храма-на-Крови. Малое шествие начнется с того места, где на тот момент уже бывшая царская семья после приезда из Тобольска впервые вступила на екатеринбургскую землю в 1918 году. А в 23.30 начнется божественная литургия в Храме-на-Крови.
Перед "царским" крестным ходом сводный хор впервые исполнит гимн Российской империи "Боже, царя храни!". Однако, как отметил епископ Евгений, "это не ностальгия по старым временам, это не желание возврата к дореволюционным временам с их атрибутикой и гимном".
Затем в 02.00 начнется традиционный крестный ход от Храма-на-Крови до монастыря. Ориентировочно в 06.00 колонна из тысяч верующих дойдет до монастыря в Ганиной Яме, где митрополит Кирилл вместе с гостями-архипастырями совершит молебен.
"В ночь с 16 на 17 июля 1918 года произошло нечто, в результате чего семья Романовых была умерщвлена, затем на Ганиной Яме проводились манипуляции по сокрытию этого, – считает Епископ Евгений. – Мы, потомки, просим покаяния".
Он подчеркнул, что избегает таких наименований, как "фестиваль" или "праздник", потому что это дни скорби и памяти, попытка понять, что произошло в ту ночь. Организаторы также напомнили, что "крестный ход - это не место для шоу", 21 км – это не так легко, нужно подготовиться. И не только морально. "Готовить нужно не только обувь, пластыри и воду, главное – вера", – даёт напутствие епископ Евгений.
Впрочем, в понимании некоторых организаторов "Царские дни" – это все-таки торжество. Сверхважность мероприятий отметил Владимир Кузнецов, рассказав, как после революции граждане переживали за этот "праздник", не думая ни о более справедливом строе, ни о новой жизни.
"В ходе революционных событий произошли катаклизмы и перестали праздноваться "Царские дни". 100 лет назад у наших предков было ощущение, что никогда "царских дней" больше не будет, но сейчас мы видим, что ситуация изменилась. Эти "Царские дни" – особенные", – заявил директор музейно-выставочного центра монастыря Ганина Яма, возможно, имея в виду праздник обретения иконы "Державная", а не отмечание собственно годовщины расстрела.
17 июля в 15.00 будет божественная литургия и открытие баннерной выставки "Милосердие в истории. Вклад великой княгини Елизаветы Федоровны в деятельность российского общества Красного креста" во Дворце Культуры на ул. Ленина, 24. Эта выставка приурочена к 150-летию российского общества "Красного креста".
18 июля состоятся "царские встречи" с Петром Мультатули, и до 20 июля будут проходить культурно-просветительские мероприятия. Так, например, Татьяна Романюк рассказала про новые экспозиции в Храме-на-Крови и в духовно-просветительском центре "Царский". А на Ганиной Яме открылась выставка "Время разбрасывать камни" – 40 лет как разрушили Ипатьевской дом, многие фотографии предоставил Андрей Голицын, уникальные изображения разрушения дома особого назначения демонстрируются впервые. Примечательно, что инициатива сноса исходила от уральского тогда чиновника Бориса Ельцина, который впоследствии станет президентом РФ.
Кроме того, как рассказал Андрей Шварнев, до 19 июля в ДИВСе будет открыта передвижная выставка, уже посетившая несколько городов, под названием "Исторический перелом эпох – заговор и отстранение царя Николая II от власти в 1917 году".
Организаторы экспозиции вряд ли об этом напомнят, но примечательно то, что в 1917 году сама Церковь не возражала против отречения Николая II и тоже была подвержена антимонархическим настроениям. Непосредственно на "Акт об отречении Николая II от престола государства Российского за себя и за сына в пользу Великого князя Михаила Александровича" от 2 марта 1917 года и на "Акт об отказе Великого князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти" от 3 марта Святейший синод отреагировал нейтрально. А 6 марта его определением эти акты решено было принять "к сведению и исполнению" и во всех храмах империи отслужить молебны с возглашением многолетия "Богохранимой державе Российской и благоверному Временному правительству ея" – то есть новой власти Александра Керенского, установившейся в результате февральского переворота.