Эксперты оценили политическую ситуацию на Среднем Урале в преддверии выборов губернатора. По их мнению, большинство кандидатов будут выполнять роль политических спарринг-партнёров основного кандидата, руководствуясь принципом "главное не победа, а участие". Об этом говорится в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), передает корреспондент Накануне.RU.
Авторы доклада напоминают, что 10 июня свердловское реготделение "Единой России" выдвинуло врио губернатора Евгения Куйвашева кандидатом на пост главы Свердловской области. Фактически выдвижение Евгения Куйвашева от "ЕР" зафиксировало поддержку его кандидатуры со стороны Кремля: 17 апреля президент России Владимир Путин своим указом утвердил отставку губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, по собственному желанию подавшего заявление о досрочном сложении полномочий, и оставил его во главе региона вплоть до выборов.
"Назначение действующего губернатора врио главы региона накануне новых выборов является доказательством доверия со стороны президента России. В ходе недавнего визита в Екатеринбург Владимир Путин высказал ряд критических замечаний о деятельности областной администрации, прежде всего обусловленных жалобами граждан во время "прямой линии". Фраза президента "мы с вами так не договаривались", обращенная к врио губернатора, замечание о "борзоте" и подключение Генеральной прокуратуры к разрешению проблем с выплатой заработной платы в регионе могут свидетельствовать о том, что федеральная власть осознает недостаточную степень контроля Куйвашева за ситуацией в Свердловской области. Тем не менее, ставка на Куйвашева сделана, и она вряд ли будет изменена", - считает представитель АПЭК в Свердловской области Руслан Мухаметов.
Будучи кандидатом от партии "Единая Россия", Евгений Куйвашев идет на выборы с планом развития Свердловской области на предстоящие пять лет, программой "Пятилетка развития".
Определилась со своим кандидатом и КПРФ – им стал Алексей Парфенов. По мнению исследователей, он практически неизвестен на Среднем Урале. Впервые в региональной политической повестке появился летом прошлого года, когда КПРФ выдвинула его в качестве кандидата в Госдуму по Каменск-Уральскому округу, однако он проиграл кандидату от "Единой России" Льву Ковпаку, заняв четвертое место.
Либерал-демократы выдвинули на выборы депутата Госдумы Игоря Торощина. В докладе отмечается, что опыта проведения избирательных кампаний у него мало: и мандат депутата ГД, и мандат депутата свердловского заксобрания 2011 года он получил не в результате победы в избирательном округе, а прошел по спискам.
"Справедливая Россия" выдвинула в качестве кандидата в свердловские губернаторы депутата заксобрания Дмитрия Ионина. Он занимается решением коммунальных проблем горожан, активен в социальных сетях.
В прошлом году Ионин баллотировался от "Справедливой России" в заксобрание по Кировскому одномандатному избирательному округу, где конкурировал с поддержанным "Единой Россией" Михаилом Клименко. Одновременно он участвовал в думской кампании в Березовском округе, где противостоял "единороссу" Сергею Чепикову. Обоим оппонентам он проиграл, но получил место в региональном парламенте по списку, напоминают эксперты.
Партия "Зеленые" выдвинула политтехнолога и депутата гордумы Екатеринбурга Константина Киселёва.
"Этот кандидат сможет привлечь либеральный протестный электорат города Екатеринбурга. Известность Киселева ограничена пределами городского екатеринбургского либерального, интеллектуального и политизированного сообщества", - отметил Руслан Мухаметов.
Партия пенсионеров выдвинула на выборы депутаты Екатеринбургской городской думы Дмитрия Сергина. По мнению наблюдателей, он считается человеком, близким к администрации Екатеринбурга.
"Для большинства кандидатов характерна низкая узнаваемость в области, отсутствие значительных финансовых и организационных ресурсов на ведение полноценной избирательной кампании, невыраженная позиция по отношению к главному кандидату, а также отсутствие программы развития Свердловской области на среднесрочную перспективу. Исходя из этого можно сделать вывод, что большинство кандидатов будут выполнять роль политических спарринг-партнёров основного кандидата. Они руководствуются олимпийским принципом – "главное не победа, а участие". То, что парламентские партии не выдвинули сильных политических игроков, можно объяснить тем, что в Москве был достигнут консенсус относительно кандидатуры будущего губернатора", - прокомментировал ситуацию представитель АПЭК в Свердловской области.
Упоминается в докладе и несостоявшееся участие в выборах главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана: "Ройзман имеет реноме политического оппозиционера. Он известен как критик и политический оппонент врио главы области. Ройзман обладает федеральной известностью, популярностью в Екатеринбурге и в принципе мог составить реальную конкуренцию основному кандидату. Избирательный штаб Куйвашева, учитывая небольшой опыт проведения врио губернатора избирательных кампаний и публичных выступлений, естественно, не хотел превращать выборы в политическое ток-шоу с непредсказуемыми последствиями. Однако главная проблема заключается в том, что Ройзман, которого устраивает его нынешний статус, рассматривал выдвижение на пост губернатора как имиджевый ход и не стремился стать главой региона на самом деле. Об этом свидетельствует целый ряд труднообъяснимых неудач в ходе подготовки кампании: поздний старт, отсутствие коалиции элит в его интересах и неудачный союз с "Яблоком".
Эксперты отмечают, что с переходом замглавы администрации Екатеринбурга Владимира Тунгусова на пост руководителя администрации губернатора в мае прошлого года на Среднем Урале кардинально поменялась форма взаимодействия элит. В частности, до этого для региональной политической жизни был характерен политический конфликт между региональной и муниципальной элитой. Это противостояние принимало разные формы: от полусилового, когда уголовные или административные расследования и дела использовались в качестве инструмента давления на политических оппонентов с целью принудить их к политическим уступкам и капитулированию, до мягкого, которое обычно выражалось в информационных войнах и битвах кандидатов на электоральном поле. Переход Владимира Тунгусова на новое место работы был оценен наблюдателями как сигнал о прекращении давнего противостояния региональных и городских чиновников.
"На сегодняшний момент можно говорить о новой форме взаимоотношений элит – консенсусе. Примирение региональных и муниципальных элит было достигнуто под принуждением. Это решение было принято по итогам консультаций в Администрации президента России", - поделился мнением Руслан Мухаметов.
Он также отметил, что по прошествии года идет процесс перестройки внутренних взаимоотношений различных групп внутри региональной правящей элиты: ее новая (группа Тунгусова) и старая части договариваются о компромиссах по ключевым вопросам. Однако это не отменяет внутреннего неафишируемого противостояния, которое идет за усиление аппаратных весов и проведение относящихся к группам людей на те или иные должности.
"Текущая конфигурация политических сил практически не оставляет интриги на предстоящих губернаторских выборах. Это стало возможно благодаря высокой степени консолидации региональных политических и бизнес-элит вокруг фигуры врио губернатора и его поддержке федеральным центром - при одновременной дезинтеграции региональной оппозиции", - подчеркнул он.
По мнению авторов исследования, выбор кандидатуры действующего губернатора как основного кандидата на предстоящих выборах представлял собой сложный многоступенчатый процесс, включавший в себя оценку таких факторов, как общественная поддержка, поддержка политическими элитами, поддержка бизнес-элитами, наличие региональной оппозиции и наличие реальной внешней альтернативы.
Что касается внутриэлитных групп, то эксперты выделяют четыре. Первая - "тюменская" группа: характерна ориентация на мэра Москвы Сергея Собянина и Евгения Куйвашева. В нее входят первый замгубернатора Алексей Орлов, заместители губернатора Павел Креков, Галина Кулаченко, Азат Салихов и Сергей Зырянов, министр природных ресурсов и экологии Алексей Кузнецов, министр промышленности и науки Сергей Пересторонин, директор департамента молодежной политики Ольга Глацких, директор департамента государственного жилищного и строительного надзора Алексей Россолов.
Вторая группа - "группа Тунгусова". Как отмечают наблюдатели, их интерес состоит в возвращении горадминистрации Екатеринбурга градостроительных и рекламных полномочий, в проведении избирательной кампании врио губернатора и поддержании региональной политической стабильности в соответствии с федеральными политическими установками и учетом региональной специфики. В нее вошли замгубернатора Сергей Швиндт, министр культуры Светлана Учайкина, директор Информационно-аналитического центра Дмитрий Катаржин и директор департамента информационной политики Александр Иванов.
Третья группа - "технократы". Под ними эксперты понимают профессионалов с профильным опытом работы, которые, как правило, не принадлежат к тому или иному политическому лагерю, т.е. не являются политическими назначенцами. Технократы соблюдают политический нейтралитет. При смене руководства региона они, как правило, сохраняют свои должности и поддерживают того, кто придет к власти. К ним, в частности, авторы исследования отнесли замгубернатора Александра Высокинского, министра общего и профессионального образования Юрия Биктуганова, министра агропромышленного комплекса и продовольствия Дмитрия Дегтярева, министра соцполитики Андрея Злоказова, и.о. министра экономики Татьяну Гладкову, министра спорта Леонида Рапопорта, министра энергетики и ЖКХ Николая Смирнова, министра международных и внешнеэкономических связей Андрея Соболева, министра транспорта и связи Василия Старкова, а также министра здравоохранения Игоря Трофимова.
Примечательно, что четвертой группой эксперты отдельно выделили чиновников, представляющих интересы УГМК. Среди них - министр строительства и развития Михаил Волков и министр инвестиций и развития Дмитрий Нисковских.
В докладе также дается оценка протестной активности в Свердловской области. Отмечается, что несмотря на непростую экономическую ситуацию, говорить о массовой протестной активности населения в настоящий момент не приходится, отмечаются лишь единичные акции протеста. Существенного влияния на ход кампании протестная активность, вероятнее всего, не окажет.
"Политическая ситуация в Свердловской области накануне выборов стабильна и находится под контролем исполнительной власти. Федеральный центр выбрал осторожный кадровый подход в Свердловской области, остановился на консервативном сценарии развития Среднего Урала, сделав ставку на проверенного губернатора Евгения Куйвашева. Областной администрации удалось сформировать довольно устойчивую коалицию в поддержку Куйвашева: большинство акторов, разделяя основные правила игры, понимают отведенную им роль. Реализация сценария политической альтернативы или масштабный протест, сопровождающий избирательную кампанию, маловероятны. Конкуренция на выборах, вероятнее всего, будет носить "нишевый" характер", - подытожил Руслан Мухаметов.