От начавшегося двухдневного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, помимо политических договорённостей о сопряжении инициативы "Один пояс - один путь" с ЕАЭС, ждут и переговоров на высшем уровне по целому ряду экономических вопросов.
Традиционно большая часть двустороннего товарооборота приходится на поставки углеводородов. Российская и китайская стороны уже согласовали свои позиции по вопросу о начале поставок по "Силе Сибири" (газопровод для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона). Неофициальное издание КПК Global Times сообщает, что в ходе визита Си Цзиньпина может быть достигнута договорённость о строительстве газопровода "Сила Сибири-2" (ранее "Алтай", проектируемый газопровод между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая).
Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил о готовности использовать этот перспективный маршрут для своповых поставок в Индию.
При этом, директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин отмечает, что эти планы слишком оптимистичны.
"У КНР нет никакого интереса в "Силе Сибири-2", потому что Китай делает ставку на увеличение закупок сжиженного природного газа, а не на развитие трубопроводного транспорта. Поэтому какой-нибудь меморандум, конечно, могут подписать в ходе визита Си Цзиньпина, но не уверен, что это дойдёт до реального воплощения", – отметил эксперт в беседе с Накануне.RU.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также пессимистически относится к "Силе Сибири-2": "Этот проект очень сложный, и не думаю, что в ближайшее время по нему будут какие-то подвижки". Скептически относится эксперт и к возможности поставок углеводородов по этому маршруту в Индию.
Как отмечает Игорь Юшков, этот проект имеет весомый плюс: он опирается на уже разработанные западносибирские месторождения. Все инвестиции в добычу сделаны, и на месторождениях Западной Сибири можно добывать ещё 100 – 150 млрд кубов, "просто повернув вентиль".
"Просто нет рынка сбыта, а так эти объёмы могли бы уходить, например, на рынки Европы. Его [газ] просто не покупают. Чтобы этот газ дошёл до Индии, необходимо протянуть его через всю Россию, далее через всю Центральную Азию и, что самое сложное – через Афганистан. По сути, это параллельный выход к ветке ТАПИ, который собираются строить Туркмения, Пакистан, Афганистан и Индия. Туркмены активно пытаются продвинуть этот проект и даже строят этот участок на своей территории, но афганская сторона не может обеспечить его безопасность. Поэтому через Среднюю Азию данный газопровод пройти не может", – отмечает эксперт.
"Я практически полностью исключаю поставки прямого газопровода с Ямала до Индии. Действительно, проще было бы поставить СПГ-завод и поставлять этот газ танкерами. Но здесь другой вопрос – многие страны могут поставить сжиженный газ на индийский рынок гораздо дешевле, чем Россия", – подчёркивает эксперт.
По его словам, Россия могла бы конкурировать по себестоимости доставки с такими поставщиками как Катар, который также поставляет в Индию много газа, и даже с Австралией, если поставлять СПГ с Дальнего Востока, но тут возникает другая проблема: если на Ямале сырьё в переизбытке, то на Дальнем Востоке газа недостаточно.
"Предполагалось сделать это на базе Южно-Киринского месторождения, которое планировали разрабатывать при помощи автономных подводных добычных комплексов, которые производит американская компания. Теперь это запрещено в результате санкций. Поэтому сейчас идёт поиск альтернативных вариантов его разработки", – говорит Игорь Юшков. Таким образом, массовые поставки российского газа в Индию – это дальняя перспектива, и то, в виде СПГ.
К тому же, увеличить своё присутствие на азиатском рынке планирует не только Россия. Как сообщало Накануне.RU, американский президент Дональд Трамп в своих переговорах с Китаем и Индией для сокращения дефицита в двусторонней торговле предлагает массовые поставки СПГ американского производства.
"Трамп хочет применять политические инструменты для вытеснения других игроков. Например, сейчас Сенат принимает поправки, предоставляющие президенту США возможность вводить санкции против любых российских газопроводных проектов в Европу (против "Северного потока-2", против "Турецкого потока" и т.д.). Это является политическим инструментом для вытеснения России с европейского рынка газа. Если потеснить её, то здесь возникнет дефицит, а следовательно – повышение цен, а если это произойдёт, то соответственно, американским производителям СПГ будет выгодно поставлять туда свой газ. Такими мерами, да, власти США могут воздействовать на европейский рынок. Но как-то заставить компании отправлять газ в Азию они просто не могут, никаких инструментов для этого нет. По сути, Трамп может немного прорекламировать – у нас есть СПГ, если хотите, покупайте", – говорит эксперт.
При этом, американский СПГ достаточно дорог и стоимость сланцевого газа довольно высокая по сравнению с российскими месторождениями, как и его доставка до побережья с последующим сжижением. "Поэтому думать, что американцы сейчас построят заводы и всех выгонят [с рынка] – это неправильно. В 2016 г. в Европу пришло всего пять американских танкеров с СПГ. Потому что в Европе слишком низкие цены. А "Газпром" там спокойно, хорошо работает. Поэтому американский СПГ ушёл, во-первых, в Южную Америку, а на азиатские рынки – уже во вторую очередь", – отметил Игорь Юшков.