Первая серия народного фильма о системе образования "Последний звонок" посвящена "инновации" в одной из школ Архангельской области. Журналист Константин Семин разбирался, кто и зачем ввел в средней школе поселка Урдома "буквенную" систему оценивания. Об эксперименте ранее сообщало Накануне.RU.
Вместо привычных "пятерок", "четверок", "троек" и "двоек" в средней общеобразовательной школе поселка Урдома ученики получают А, В или С. Чаще всего В, признаются дети.
"Если хоть одного балла не хватает, сразу уже "бэшка". "Ашки" получают немногие", - рассказала школьница.
Необычная система оценивания применяется в школе уже пять лет.
"Мы имеем сегодня близкое к катастрофическому состояние образованности выпускников российских школ. Школа в своей основе остается советской, в школе до сих пор преподают педагоги советской эпохи и они не могут поменять подходы и технологии, чтобы раз - и измениться", - пояснил директор школы Владимир Додонов.
"Способ исправить это – инновации: буквы вместо "пятерок" и "троек". Вот только буквы не попадут в аттестат, туда вписываются обычные "пятерки" и "четверки" после того, как компьютер произведет пересчет", - комментирует Семин.
Второе новшество школы – оценочные листы, где каждая буквенная оценка распадается на шкалу подоценок, некоторые из которых ученик должен поставить себе сам. "Доходит до абсурда: в оценочном листе ученик должен оценить свою способность оценивать", - добавил журналист.
Родители убеждены, что все это – провокация иностранных спецслужб, мечтающих перевести русский север на латиницу.
"У нас есть институт педагогики, в котором работают представители Финляндии, Норвегии, США", - рассказала бабушка ученика Светлана Бабенко.
Оказалось, что "Институт открытого образования", подведомственный министерству образования и науки региона, действительно причастен к возникновению "буквенной" системы в урдомской школе.
"Они приняли у себя в школе такое решение – опробовать систему. Насколько я знаю, эта процедура прошла в соответствии с требованиями. Мы с ними заключили договор. Если эта система оценивания позволит детям показать результаты выше средних по России и Архангельской области, то эксперимент и эта инновация имеют право на жизнь. И дальше уже можно будет принимать решение, вводить эту новацию на территории Архангельской области, муниципального образования и предлагать ли ее Министерству образования в целом", - рассказал директор института, получившего за последний год 95 млн руб. из областного бюджета.
Та самая урдомская средняя школа, в которой привычные оценки заменили буквами
В министерстве образования Архангельской области озабоченности в связи с инновацией директора поселковой школы не испытывают, скорее наоборот.
"Все-таки мы, наверное, идем вверх, и те показатели, которые мы имеем на сегодня, говорят об этом. Мне неприятно читать в прессе, когда ту методику, которую применяют в школе, называют американской. Директор очень активный, инициативный человек, инноватор нашего нового времени. А институт открытого образования - моя правая рука, это мозг или сердце системы образования Архангельской области. Это место сосредоточения всех инноваций", - признался министр образования Архангельской области Игорь Скубенко.
На вопрос о том, какого человека должна воспитывать современная система образования, министр ответить затруднился.
"Это непростой вопрос. Жизнь очень меняется. Вы знаете, вы сегодня купили один телефон, завтра это совершенно другое предложение, и нам хочется что-то другое", - сказал он.
"В общем, в "отсталую" советскую эпоху человека готовили к покорению космоса, в постиндустриальной, цифровой эре человеку достаточно покорить мобильник. Министр образования Архангельской области этого добился", - делает вывод Константин Семин.
Напомним, что ранее Накануне.RU уже писало об "инновационной" системе оценивания знаний в урдомской школе. Как выяснилось, переход на иноземные буквы в поселковой школе Архангельской области простимулировала, в том числе, такая новация, как электронный дневник, которой так кичится Минобр.
"Последний звонок" - совместный проект автора и ведущего программы "Агитация и пропаганда", документалиста Константина Семина и историка Евгения Спицына, посвященный критической ситуации в образовании.