Полноправными членами "политбюро" Владимира Путина может стать целая группа кандидатов.
В первую очередь это относится к руководителю Администрации президента Антону Вайно и его первому заместителю Сергею Кириенко. Об этом говорится в докладе коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг", новая версия которого называется "Политбюро 2.0: реновация вместо демонтажа", передает корреспондент Накануне.RU.
Как отмечают авторы доклада, Вайно, несмотря на свою молодость и историческую принадлежность к группе Чемезова, становится одним из наиболее доверенных лиц президента и постепенно наращивает неформальное влияние и аппаратный опыт.
Сергей Кириенко и Владимир Путин
Кириенко имеет долгую историю отношений с Путиным, репутацию эффективного менеджера, обладает хорошим имиджевым потенциалом. Немаловажно, что после ухода в АП он смог сохранить за собой контроль над "Росатомом". Не исключено, что для президента важнее не политический опыт Кириенко, а история его менеджерского успеха в неуглеродной энергетике.
Глава "Сбербанка" Герман Греф, один из бенефициаров чистки банковской системы, и руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин конкурируют между собой в борьбе за роль архитектора и реализатора экономических, социальных и, возможно, политических реформ. Также они участвуют в неформальном тендере на роль куратора считающегося перспективным сектора информационной экономики. Претендентов на эту роль достаточно – это еще и помощник президента Андрей Белоусов (наращивает влияние) и первый вице-премьер Игорь Шувалов (влияние снижается).
Вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев рассматривается в качестве претендента на роль технократического премьер-министра, обладающего сильной волей и умением реализовывать проекты.
Юрий Трутнев
В силовом секторе стремительно наращивает влияние глава Нацгвардии Виктор Золотов, придумавший и реализовавший этот проект. При этом Золотов, как отмечают авторы доклада, обладает серьезным неформальным влиянием в ФСБ (в частности, замдиректора ФСБ Евгений Зиничев – его креатура) и МВД, имеет свой пул губернаторов.
Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, наверное, единственный из руководителей российских регионов, обладающий самостоятельным силовым ресурсом и системой неформального экономического влияния в других регионах России.
Силовой ресурс Кадырова является не только внутрироссийским, но и внешнеполитическим фактором. Кроме того, Кадыров претендует на роль коммуникатора с исламскими странами и лидерство среди российских мусульман. В условиях ослабления позиций президента Татарстана Рустама Минниханова (банкротство второго по величине в республике Татфондбанка, непродление договора о разграничении полномочий, нарастание внутриэлитных противоречий в республике) Кадыров перетягивает на себя часть символического ресурса. Не исключено, что у Минниханова, который рискует выпасть из числа кандидатов в члены Политбюро 2.0, появятся новые союзники, заинтересованные в уравновешивании Кадырова, - говорится в тексте доклада.
Рамзан Кадыров
Между тем, ухудшение экономической ситуации, падение цен на углеводороды и неочевидные результаты провозглашенного "разворота на Восток" повысили конкуренцию внутри Политбюро 2.0 за ресурсы. При этом выросла значимость полноправных членов Политбюро 2.0, которые начали экспансию в сферы, которые ранее контролировались кандидатами в члены Политбюро 2.0 и членами ЦК.
Это перераспределение ресурсов приняло форму антикоррупционной кампании, кампании по санации проблемных банков, финансовых или административных поглощений компаний конкурентов, реструктурированию ряда министерств и ведомств. Выросли символические акции тех членов элиты (в частности, Аркадия Ротенберга), которые попали под западные санкции и получили за это компенсации в той или иной форме. Естественным образом в воюющей стране выросло влияние представителей ВПК и силовой корпорации в целом.
В логике путинской модели "выравнивания элит" жесткой чистке и ротации подверглись силовые структуры и региональные власти. Причем и там, и там Владимир Путин взял курс на снижение роли участников Политбюро 2.0, делая ставку на новых выдвиженцев, которые исторически могли иметь и, как правило, имели связку с одним из кланов, но своим возвышением были обязаны лично президенту.
В перспективе отказ от Политбюро 2.0 с его системой самодостаточных центров силы и замена его на аналог Госплана с гораздо менее амбициозными и самостоятельными молодыми технократами выглядели логичными, - заключают авторы исследования.
Напомним, в основе самой концепции доклада лежит постулат о том, что к 2012 году президент России Владимир Путин сформировал отдельный неформальный управленческий инструмент, во многом схожий с советским политбюро. Члены политбюро фактически являются топ-менеджерами российского государства, каждый из которых отвечает за свое управление и сферу. Сам Путин управляет "Политбюро 2.0" как арбитр, разрешающий все споры и периодически перераспределяющий влияние внутри него.