В Год экологии попытки привлечь внимание к масштабной незаконной рубке в Свердловской области столкнулись со странной юридической казуистикой. Как мы уже писали ранее, в Первоуральском городском округе пока неустановленная следствием банда открыто и цинично в короткий срок вырубила около 500 деревьев. На фоне то и дело поступающих сообщений о приговорах и крупных штрафах за единично спиленные ели, в данном случае правоохранители по каким-то причинам не могут установить ущерб.
Жители Новоалексеевского заявляют, что в марте-апреле 2017 года черные лесорубы вырубили в селе более 500 многолетних сосен и берез на территории земель трех категорий. Уголовное дело возбуждено первоуральским отделом полиции в июне только по факту рубки на муниципальной земле (77 деревьев), да и то после проверки, проведенной Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой.
Что касается леса, вырубленного вдоль железной дороги на государственной земле (390 деревьев), то Билимбаевское и Первоуральское лесничества уже три месяца не могут разграничить свои территории и прийти к выводу, кому принадлежал лес. Размер ущерба не установлен (!). Накануне.RU обратилось с запросом в департамент лесного хозяйства Свердловской области, но там пока не прокомментировали, с чем связаны проволочки. В первоуральском отделе полиции материал проверки по этому факту лежит без движения, видимо, как раз по причине того, что "ущерб не установлен".
Также пострадали частные участки (еще несколько десятков взрослых деревьев). Проверкой эпизодов занялся местный новоалексеевский участковый уполномоченный и... вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. И тут правовая казуистика продолжается.
Так, в комментарии ОМВД России по Первоуральску в ответ на запрос Накануне.RU сказано, что собственник одного из участков написал заявление о совершенном преступлении и "предъявил справку об ущербе, предоставленную ПМБУ "Городское лесничество", о том, что в результате незаконной рубки причинен ущерб" на определенную сумму, а далее по тексту ответа из ОМВД – "сумма материального ущерба, причиненного заявителю в результате хищения лесоматериалов хвойных пород, не установлена, справка об ущербе гражданином не предоставлена" (?!).
Также в комментарии ОМВД сказано, что еще трое граждан отказались от подачи заявлений, объяснив это тем, что ущерб для них незначителен. Однако, как стало известно Накануне.RU, именно эти граждане и являются инициаторами проверки, проведенной прокуратурой. То есть они добились проверки по факту причинения ущерба, который сами же считают незначительным. Возможно ли это?
Кстати, прокуратура направляла в полицию свою оценку суммарного ущерба по этим частным участкам, но следствию она не подошла – именно потому, что некоторые заявители якобы отказались от своих претензий. А по каждому участку в отдельности полицейским сумму в прокуратуре не посчитали. Вот и вынесен отказ.
Зато идет расследование по землям муниципального фонда (уже упомянутые 77 деревьев). Как заверили в ОМВД города, "в настоящее время расследование уголовного дела продолжается, проводятся все необходимые оперативно-следственные мероприятия". Впрочем, подозреваемый до сих пор не определен. Как мы уже упоминали, рубка проводилась открыто и цинично – в деле была этакая не боящаяся никаких последствий для себя "лесная борзота", и по делу есть порядка 15 свидетелей, которые знают, кто пилил деревья, и готовы помочь следствию.
Итого: спустя почти четыре месяца по примерно 400 срубленным деревьям "состав преступления отсутствует, так как ущерб не установлен". Что это – следствие правовой казуистики или саботаж Года экологии, да и просто выполнения своих прямых служебных обязанностей со стороны некоторых сотрудников ответственных ведомств?
Между тем, в адрес врио губернатора Евгения Куйвашева направлено обращение жителей села Новоалексеевское, в нем они просят, чтобы ответственные за сохранность лесов ведомства и местные чиновники включились в работу, разграничили территории, начали исполнять свои обязанности (например, оставленный на месте уже высохший мусор от рубки представляет пожарную опасность – ГУ МЧС провело проверку и направило предостережения в адрес мэрии Первоуральска и ОАО "РЖД", но никаких мер до сих пор не предпринято). Жители села надеются, что контроль администрации губернатора сдвинет ситуацию с мертвой точки и им не придется писать обращения президенту РФ Владимиру Путину и выходить на "прямую линию", ведь, как сказано в обращении, "это не уровень президента". Который, кстати, и объявил 2017-й Годом экологии в стране. Впрочем, судя по "прямым линиям", нередко главе государства приходится вмешиваться в вопросы "не его уровня". Но правильно ли это?