Нынешнее лето, по всей вероятности, выдалось непростым для авиакомпании "Уральские авиалинии". Новостные ленты пестрели сообщениями о задержках рейсов, соцсети буквально "закипали" ненавистью, а финансовая отчетность авиакомпании показала, что у организации не все гладко. После скандального ухода с рынка "Трансаэро" и серьезных неприятностей, которые подкинула клиентам "Вим-авиа", любой тревожный звоночек вызывает легкую панику, поэтому повышенное внимание к УА со стороны надзорных ведомств и федеральных СМИ может показаться предвестником серьезных проблем. Накануне.RU попыталось разобраться, что происходит с уральской авиакомпанией - "зона турбулентности" или "крутое пике". Подробности - в нашем материале.
Не так давно стало известно, что "Уральские авиалинии" вместе с четырьмя другими авиакомпаниями проверяет Ространснадзор. При этом, речь идет о внеплановой проверке, которые, по словам заместителя руководителя ведомства Владимира Чертока, проводятся только в том случае, если есть угроза жизни и здоровью граждан. Накануне.RU направило запрос в ведомство Виктора Басаргина с просьбой прокомментировать ход, сроки и, возможно, уже имеющиеся результаты надзорной деятельности.
Вскоре после этого стало известно о неоднократных задержках рейсов авиакомпании. Так, например, 27 июля авиакомпания задержала рейс из Екатеринбурга в Калининград. Пассажиры штурмом брали офис авиаперевозчика.
"Вчера нам перенесли рейс сначала на два часа, потом отменили и перенесли на следующее утро, то есть сегодня. Но! Сегодня мы приехали в 7 утра и... До сих пор не улетели. Рейс все переносится и переносится. Сначала на 9.40, потом 10.45, теперь 11.10. Менять не собираются. Отвечают по-хамски, очень медленно, как будто это наистандартная ситуация. Пока не пришел весь народ, вообще не чесались. Несколько человек звонили по "горячей линии" и им сказали, что этот (уже кажется, что мифический рейс) еще не готов к вылету даже", - рассказала тогда одна из пассажирок рейса в Калининград.
28 июля авиакомпания серьезно задержала рейс из Екатеринбурга в Анталью и еще восемь рейсов из "Кольцово". Пассажиры рейса в Турцию провели в ожидании более девяти часов.
Среди других задержанных на вылет рейсов тогда оказались вылеты в Калининград, в Анталью, в Москву, в Худжанд, в Симферополь, в Пекин, в Бангкок и в Читу. На прилет задерживались четыре рейса: из Антальи, Худжанда, Калининграда.
Накануне.RU тогда направило запрос в авиакомпанию с просьбой прояснить, в чем причина таких задержек, однако ответа так и не получило.
1 августа в "Баландино" на несколько часов задержали самолет "Челябинск - Сочи" авиакомпании "Уральские авиалинии". Инцидент произошел из-за неисправности воздушного судна, а пассажиры смогли улететь только спустя четыре часа.
А 3 августа в Екатеринбург не могли прилететь пассажиры рейса с Дальнего Востока.
Пассажиры задержанных рейсов от такого стечения обстоятельств, конечно, не в восторге, и выплескивают эмоции в социальных сетях.
Среди недовольных оказался и участник команды КВН "Уральские пельмени" Андрей Рожков. При этом, в его случае речь шла даже не о задержке рейса, а о попытке замены авиабилета. По словам известного юмориста, он не смог поменять билет из Сочи в Екатеринбург.
Некоторые пассажиры жалуются и на состояние воздушных судов.
"Аааа мы просто летим "Уральскими авиалиниями". Сейчас пилот рассказал, что до этого они летали в Душанбе, у них сломались восемь кресел и сейчас они их чинили, а стюардессы разносят сейчас доп ремни безопасности. Радует, что у нас аварийная дверь сразу, которая протекает! Валерьянка делает свое дело и у меня пока только истерический смех", - заявляла 24 июля на своей странице в соцсети пользовательница Наташа Лисенок.
По данным издания Life, которое ссылается на свои источники, компанию совсем недавно проверяли и нашли нарушения.
"У них в мае проверял транспортную безопасность замначальника авиационного надзора по Уралу Сергей Игонин. Среди прочего он выяснил, что не на всех объектах авиакомпании велось видеонаблюдение. А камеры в кабинах экипажей и на путях прохода в салон самолета работали не так, как надо, - не умели распознавать лица. Более того, у них на постах кое-где отсутствовали тревожные кнопки, хотя это необходимо по закону - для информирования МВД или ФСБ", - отметил собеседник издания.
Тогда представитель Ространснадзора якобы поручил до октября исправить найденные недочеты.
Сообщает издание и об авиационных происшествиях - со ссылкой на опрошенных сотрудников Росавиации и Ространснадзора. При этом, по мнению экспертов, некоторые из них вполне могли закончиться трагедией.
"У них только в прошлом году два авиационных события. 7 января при посадке в Чите пилот получил от диспетчера информацию, что дальность видимости недостаточна для захода на посадку, однако на свой страх и риск все равно стал сажать самолет. А 16 октября их "аэробус" при посадке в азербайджанском городе Ленкорань не удержался на взлетке, зацепил боковые огни и повредил стойку шасси", - рассказал источник в Ространснадзоре.
В июне 2015 года в Екатеринбурге при разбеге у "Аэробуса-320" открылась "форточка" - сдвижное окошко в пилотской кабине. КВС отвлекся на форточку, вынужден был спешить, из-за чего важнейшие проверки двигателя перед взлетом завершал формально, по "остаточному принципу".
21 марта этого года "Аэробусу" на рейсе Москва-Симферополь пришлось прервать взлет и заруливать обратно на стоянку из-за того, что экипаж забыл выполнить все необходимые процедуры, связанные с устранением прежней неисправности.
Как оказалось, не все гладко у авиакомпании и с финансовой отчетностью. В открытом доступе в сети интернет имеется ежеквартальный отчет авиакомпании за первый квартал текущего года. Он был опубликован 12 мая. Согласно ему, "Уральские авиалинии" на пятом месте в России по пассажиропотоку. В период с января по март этого года авиакомпания перевезла более 1 млн 334 тыс. пассажиров, при том, что за аналогичный период прошлого года этот показатель составил порядка 1 млн 41 тыс. пассажиров. По перевозке грузов и грузообороту "Уральские авиалинии" оказались на девятом месте: за первые три месяца 2017 года авиакомпанией было перевезено более 4 тыс. 465 т грузов и почты. За аналогичный период прошлого года этот показатель составил порядка 3 тыс. 783 т.
Тем не менее, согласно отчету, в первом квартале текущего года убыток авиакомпании составил 1,266 млрд руб.
Имеются у авиакомпании и кредиты. Так, в графе "Краткосрочные обязательства" указана цифра 7,4 млрд руб. (январь - март 2017 года, прим.). Для сравнения, в 2016 году этот показатель составлял порядка 5,2 млрд руб. (за весь год, прим.), а в 2015 году - 5,6 млрд руб.
Любопытен и раздел отчета "Сведения о существенных сделках". Согласно ему, у авиакомпании есть четыре крупных займа, размер обязательство по каждому из которых составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов за последний завершенный год и три месяца текущего года.
Свое нынешнее положение "Уральские авиалинии" объясняют несколькими факторами. На рынок перевозок влияют: инфляция; изменение курса иностранных валют; платежеспособность населения; политические факторы, состояние парка воздушных судов; конкуренция и решения госорганов. В частности, в последнем случае речь идет о прекращении полетов в Египет и на Украину.
Эксперты, впрочем, не склонны сгущать краски: определенные проблемы у авиакомпании действительно есть, но у кого их сейчас нет? Аналитики сходятся во мнении, что ни задержки рейсов, ни авиаинциденты, ни большая закредитованность не являются предвестником скорого банкротства и едва ли авиакомпания может повторить судьбу того же "Трансаэро".
"Думаю, что все будет нормально. К задержкам рейсов нужно относиться философски: они есть у всех, особенно в летний сезон. Ни одна авиакомпания не заинтересована в том, чтобы задерживать вылет. Убытки, конечно, штука плохая. Понятно, что в силу конкуренции, когда по многим маршрутам идут избыточные провозные емкости, авиакомпании не могут поднимать цены, формируются убытки. Если они продолжаются ограниченное время, то это нормально, это можно пережить. Что касается авиаинцидентов, то все они имеют свои причины. Самолеты летают не потому, что в них ничего не ломается, а потому что система устроена так, что даже несмотря на то, что что-то ломается, они летают. Понятно, что какое-то количество инцидентов бывает. Совершенно естественно, что в рамках этой системы проводятся проверки, работы для сокращения таких случаев в будущем. Думаю, что тут нет необходимости бить тревогу и кричать "ужас". Я не вижу поводов для беспокойства", - прокомментировал ситуацию Накануне.RU главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.