В Москве состоялось заседание Совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики, в ходе которого была дана оценка действиям Центробанка. Эксперты обратили особое внимание на необходимость снижения ключевой ставки для развития промышленного производства в стране, адекватной сегодняшнему дню предприниматели считают ставку хотя бы на уровне текущей инфляции. Эти и другие предложения войдут в итоговый доклад Совета, в котором будут предложены меры по повышению эффективности экономической политики. Подробности - в материале Накануне.RU.
Открывая заседание, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин отметил важность установления диалога представителей реального сектора и ЦБ для стабилизации ситуации. "Мы отдаем отчет, что финансовая индустрия работает в чрезвычайно сложных макроэкономических условиях… Сегодня мы видим, что в банковской системе наметилась определенная тенденция к стабилизации, хотя она, прямо скажем, не приняла еще устойчивого характера. Сейчас мы считаем, что улучшение финансового результата в различных группах наших кредитных организаций характеризуется крайне неравномерной динамикой и происходит на фоне сохранения высокой доли убыточных банков. При этом позиция ТПП РФ заключается в том, чтобы найти эффективный механизм взаимодействия предпринимателей с Центробанком", - отметил он. Курочкин выразил надежду на то, что Фонд консолидации банковского сектора заработает достаточно быстро. "Очень жаль, что представителя ЦБ, который был заявлен в программе, нет. Но мы всячески будем стремиться к установлению такого диалога. Он непростой, есть объективные противоречия, которые могут быть преодолены только совместными усилиями", - добавил вице-президент ТПП.
Глава Совета Константин Бабкин отметил, что тема денежно-кредитной политики не нова, и дискуссия, начатая еще в 1990-х гг., о необходимости смягчения денежно-кредитной политики в России, не потеряла актуальность.
"Мне непонятно, почему Центробанк взял борьбу с инфляцией, как основной ориентир всей денежно-кредитной политики… Главный инструмент подавления инфляции сегодня - супервысокая ключевая ставка. Если мы посмотрим на мировой опыт, то увидим, что другие регулирующие органы в аналогичных ситуациях стараются не повышать ключевые ставки, а снижают их или уводят их в отрицательную зону", - сказал Бабкин, отметив, что Центробанк проводит совершенно противоположную политику.
"Современная политика Центробанка приводит то к резкому удешевлению рубля, скачку инфляции, то инфляция уменьшается. Реальная инфляция достаточно сильно оторвана от тех решений, которые принимает Центробанк, что неудивительно", - добавил он.
По словам главы Совета, несмотря на снижение инфляции в текущем году, реальный сектор не видит достаточных усилий и скорости регулятора по снижению ключевой ставки. Она, на взгляд промышленника, "по-прежнему носит запредельный характер и подрывает конкурентоспособность российской экономики".
"Это очень плохо сказывается на деятельности предприятий, порождает насос вывода денежных средств из промышленных предприятий. Например, чистая прибыль предприятий несырьевого сектора в четыре раза меньше, чем платежи по обслуживанию кредитов…Если бы кредиты в России стояли дешевле, то мы могли бы развиваться значительно более высокими темпами", - заявил Бабкин.
Не обошли стороной на заседании Совета и тему "оздоровления" банковской системы. Как отметил Бабкин, активная политика Центробанка по "санации" банковского сектора "сеет непредсказуемость в отрасли и порождает бегство капиталов и дыры в финансах банков". "По данным рейтингового агентства Fitch, на оздоровление банковской системы Центральный Банк уже направил 3,2 трлн рублей. Это астрономическая сумма, и все мы думаем, что это не предел. Если будет продолжаться такая политика, деньги надо будет печатать или рисовать все больше и больше", - сказал он.
В своем докладе на заседании председатель комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза отметил, что за четыре года лишены лицензий 399 банков (около 41% всей банковской системы в стране). Свои средства потеряли сотни тысяч предприятий. Итогом такой политики стало то, что был "запущен маховик системного кризиса национальных частных банков", госбанки стали монополистами на всех рынках, объем активов в них приближается к 80%. "Скоро в нашей банковской системе останутся только госбанки и иностранные банки", - предположил эксперт.
Гамза предложил возложить на Центробанк ответственность за экономический рост в стране. Кроме того, по его мнению, решение об отзыве лицензии следует принимать только через суд.
В свою очередь председатель Совета директоров ОАО "ИК "Еврофинансы" Яков Миркин заявил, что в России физически падает насыщение кредитами малого и среднего бизнеса. Сегодня это ниже 5% ВВП, отметил эксперт. При этом в отдельных точках экономики, по его словам, достигнуто "экономическое чудо" - ВПК, аграрном секторе, фармацевтике. "У нас "экономическое чудо" в производстве тротуарной плитки с 2010 года… Причиной этого сверхбыстрого роста является доступность кредита, низкий процент, довольно широкое участие бюджетных инвестиций и девальвация рубля…Искусственно нормализованные рыночные условия в отдельных сегментах, будучи применены, создают эффект сверхбыстрого экономического роста. Когда все это наблюдаешь, спрашиваешь себя: если мы демонстрируем в отдельных кусках экономики, то почему это мы не применяем такую стимулирующую политику для экономики в целом?" - подчеркнул Миркин.
Тему "кредитного опустынивания" экономики продолжил академик, советник президента РФ Сергей Глазьев. По его мнению, банковский сектор выдает не просто дорогие кредиты, но и короткие.
"В текущем году Центробанк перестал играть роль кредитора в экономике, это уникальный пример… ЦБ надолго кредитует только привилегированные структуры. Это печально известное "Открытие", Бинбанк, госбанки… В целом вся остальная экономика работает только на своих средствах", - сказал Глазьев. По его мнению, регулятор своей политикой полностью отрезал реальный сектор. "Большая часть отраслей сектора находится на рентабельности выше ключевой ставки, они не могут брать кредиты, им нечем наполнять оборотный капитал, вследствие чего половина мощностей простаивает. При этом у Центрального Банка есть ощущение, что экономика перекредитована", - прокомментировал академик.
Депутат Госдумы Николай Коломейцев в качестве меры предложил поменять закон о Центральном Банке и руководство регулятора. "Когда любую отрасль возглавляет не профессионал, а корпоративный игрок, тогда проку не будет никому", - пояснил участвующий в заседании парламентарий.
Ряд мер по повышению уровня монетизации российской экономики предложил и советник первого зампреда комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Константин Андрианов. В том числе, необходимым, по его словам, является снижение ключевой ставки до уровня не выше средней нормы прибыли в производственном секторе либо до уровня официальной инфляции, т.е. до 4-5%, и обеспечение привязки ключевой ставки к этим двум показателям на перспективу.
На важность снижения ключевой ставки, как одну из эффективных мер для развития, обратили внимание и представители бизнеса. Так, председатель совета директоров ГК "Ком" Василий Маньковский назвал свои "ориентиры" для нормального развития реального сектора. "У нас на сегодня нормальной считается банковская ставка в 10-15%. Фонд развития промышленности решает какие-то локальные задачи, он не призван решать стратегические задачи, как глубокая модернизация производства или строительство завода. Нужно создать такие условия, чтобы Центробанк мог предоставить нам длинные кредиты, в районе 10 лет, под ставку 2%. Мы не разгоняем инфляцию, а тратим деньги на приобретение дорогостоящих станков, подготовку высококвалифицированных кадров, создание мощностей", - прокомментировал он.
Оптимальной ставку, равную инфляции в этом году, считает и глава Совета Константин Бабкин. "Я бы сделал в этом году 4%, после этого пошло бы оживление производства, и инфляция стала бы снижаться до 3% на следующий год, затем 2%, дошли бы, может, не до японских значений, где инфляция отрицательная. Но в здоровой России 1-1,5% была бы нормальная ставка. К этому надо стремиться", - прокомментировал он.
"Центробанк считает, что живет в постиндустриальном мире, цифровой экономике, в мире, где есть проценты инфляции, рейтинги, можно печатать или отнимать у кого-то триллионы рублей, но в этом мире нет людей, нет промышленности, нет сельского хозяйства. Может, это комфортно для руководства ЦБ, но это достаточно больно для тех, кто занимается созидательным трудом в России, кто хочет проявить свои таланты в науке, производстве, реальном улучшении жизни в стране", - резюмировал Бабкин.